Понятие общественной безопасности



Процесс развития правового государства характеризуется двойственными тенденциями, когда открытые успехи в демократизации общественной жизни, либерализации экономики сопровождаются деструктивными проявлениями, значительно сдерживающими проведение экономико-социологических реконструкций, создающих угрозу законным правам и интересам граждан, и обществу в целом. По этой причине в актуальной науке проявляется особый интерес к вопросу обеспечения общественной безопасности, имеющей общенаучный характер. Вследствие этого, целью настоящей статьи является исследование понятия и содержания общественной безопасности в Российской Федерации.

Ключевые слова: общество, безопасность, общественная безопасность, конституция, концепция, российское государство.

Учитывая текущую международную обстановку и внутреннее положение нашей страны, вопрос обеспечения общественной безопасности наряду с термином «общественная безопасность» приобретает все большее значение.

Только при наличии четкого понимания того, что охватывает термин «общественная безопасность», есть возможность обозначить главные угрозы обеспечению общественной безопасности и определить процессы по их нейтрализации и минимизации последствий их воздействия.

Вместе с тем, данное понятие является предметом изучения в философии, религии и других учениях, а также в управлении и юриспруденции, поскольку с древних времен и до наших дней перед человеком стоит проблема обеспечения собственной и общественной безопасности. Этот вопрос беспокоит всех без исключения, т. к.

инстинкт самосохранения ставит перед человечеством главную задачу жизни — выживание вида.

В настоящее время существует множество определений, представляющих концепцию общественной безопасности, которые связаны с глубиной и разнообразием самого явления безопасности, а также с большим разнообразием связей и форм.

Сегодня существует плюрализм в определении общественной безопасности, определяемый фундаментальной природой и разнообразием самого феномена безопасности, множественностью форм внешних проявлений и содержательных связей и взаимодействий с другими явлениями объективной реальности.

До недавнего времени концепция общественной безопасности не имела нормативного определения и это являлось предметом множества дискуссий.

Сложный характер вопросов общественной безопасности проявляется в различных концептуальных категориях, таких как «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность» и другое [1, с. 68–71]. Рассмотрение концепции общественной безопасности требует раскрытия этих однородных с ней понятий.

Их разработка включает в себя как дифференцированный, так и комплексный подход, основанный на использовании сложных данных из областей философии, права, истории, социологии и других научных знаний в качестве теоретической и методологической основы познания.

Общественная безопасность — это крупная социально-правовая категория.

Босхамджиева Н. А.

анализирует общественную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность для них, их устойчивого развития, а также гарантированной реализации и защиты интересов личности, государства и общества, урегулированное нормами административного права» [2, с. 10]. Можно заметить, что, когда автор определяет эту категорию, в ее содержание входит состояние защиты государственных интересов, а государственная безопасность путается с общественной безопасностью.

Заслуживает широкое понимание определение концепции «общественная безопасность», создателем которого служит И. И. Веремеенко. По его мнению, общественная безопасность — «это безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами». [3, с. 62].

Таким образом, мы можем говорить, что в научной литературе существует два основных метода определения общественной безопасности. Первый основан на широком представлении общественной безопасности, которая обычно характеризуется правильным поведением общественной жизни. Второй подход построен на узком понимании системы общественных отношений, пересекающихся с источниками повышенного риска.

Рассмотрим нормативное определение понятия «общественная безопасность». Данный термин многократно употреблялся и встречается во многих нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Этот тезис упоминается и в Конституции Российской Федерации [4, ст.

72], тем не менее до принятия Президентом РФ 20 ноября 2013 года «Концепции общественной безопасности» правовой фиксации определения и соответственно основы и содержания этого института отсутствовало.

В пункте 4 данной Концепции устанавливается, что под общественной безопасностью следует понимать «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5, п. 4]. Как видим, это определение не подходит ко многими ранее приведенным формулировкам.

Выделение категории «социальные ценности духовности» к объектам, требующим состояния безопасности, связано с текущим увеличением нарушений этих ценностей в Российской Федерации. В целом метод, показанный в этом определении, выглядит разумным. Его появление позволило уточнить положения отдельных нормативных правовых актов, а также развить их применение на практике в дальнейшем.

  • В качестве угроз общественной безопасности определением выделены:
  • — виновные и иные неправомерные посягательства,
  • — общественные и международные разногласия,
  • — чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
  • Видение этих угроз теперь имеет определенную степень ясности, но, по нашему мнению, эти угрозы не претендуют на завершение предложенного определения общественной безопасности.
  • Несмотря на то, что это определение следует считать положительным, оно, вероятно, подвергнется критике как видение обеспечения вопросов общественной безопасности в Концепции общественной безопасности.

Но сначала необходимо обратить внимание на более важный факт, который может существенно дополнить понятие общественной безопасности. В упомянутой нами концепции общественная безопасность рассматривается как часть национальной безопасности России.

Более того, соотношение этих понятий всегда было предметом дискуссий. Когда общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности, предпосылка первой позиции должна согласовываться с автором «концепции общественной безопасности».

В сравнении с законодательной формулировкой общественная безопасность должна рассматриваться более обширно.

Она характеризуя её как такое обстоятельство общественных отношений, при котором обеспечена безопасность личности, общественное спокойствие, создана благоприятная обстановка для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности организаций, обеспечена защита от опасности, исходящей от преступных и иных противоправных посягательств, несоблюдения порядка обращения с источниками повышенной опасности, опасными объектами и веществами, от проявлений негативного техногенного и природного характера и иных особых условиях. Сфера социальных отношений и ведущие направления социальной жизни, относящиеся к этой правовой категории, очень широки. Область общественной безопасности охватывает отношения между людьми, участвующими в соблюдении правил безопасности дорожного движения и пешеходов; правил, обязательных при производстве строительных и ремонтных работ в общественных местах; противопожарных правил; правил, необходимых для соблюдения для борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и другое. Общественная безопасность предполагает предотвращение причинения ущерба обществу и поддержка его естественных функций и интересов.

В документе поставлены цели, задачи и принципы деятельности по обеспечению общественной безопасности. Главная задача — укрепление верховенства закона; поддержание внутреннего мира и поддержка политической и социальной устойчивости общества; снижается уровень преступности.

  1. Концепция общественной безопасности Российской Федерации сосредоточена на постоянном повышении качества системы обеспечения общественной безопасности и предусматривает политические, организационные, экономико-социальные, информационные, правовые и прочие меры, которые следует предпринять, чтобы:
  2. — предупреждать, выявлять и пресекать террористическую и экстремистскую деятельность, преступные деяния коррупционного характера, кроме этого, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, преступления в области незаконной миграции, торговли людьми, а также иные преступные посягательства на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества;
  3. — принимать меры предосторожности разногласий общественного и международного характера;
  4. — предупреждать, ликвидировать и (или) минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также оказывать первую медицинскую помощь лицам, которые находятся в беспомощном состоянии или в положении, которое опасно для их жизни и здоровья и другое.

Опасность коррупции не меньше, чем опасность экстремизма и терроризма, препятствует нормальной работе государственных и местных институтов. В то же время она также ослабила доверие граждан к государственным институтам и определило общий имидж России за рубежом.

Нелегальную миграцию также следует рассматривать как угрозу общественной безопасности. В результате его воздействия возникают условия, способствующие формированию террористических организаций, проявлению экстремизма и национализма.

Среди угроз также негативная тенденция внутренней миграции, когда граждане России переезжают из одного региона в другой.

Не случайно в Концепции общественной безопасности отмечается влияние внутренней миграции на образование ксенофобии, национальной, расовой и религиозной ненависти, в том числе рост на этой основе организованных преступных групп.

В некоторых случаях серьезная изношенность транспортной инфраструктуры, транспортных средств и гидротехнических сооружений рассматривается как угроза общественной безопасности, что создает возможность возникновения аварийных ситуаций.

Опасная ситуация наблюдается в области обеспечения защиты населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов. Упадок биохимической промышленности и ухудшение санитарно-эпидемической ситуации вызывают все больше и больше биохимических угроз и повышают риск угрозы жизни и здоровью человека.

Читайте также:  Слабоалкогольные тонизирующие напитки

Сегодня в государстве уделяется особое внимание экстремистской деятельности различных организаций, которая угрожает единству и территориальной целостности России и может подорвать устойчивость внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Если следовать концепции общественной безопасности, борьба с экстремизмом прочно занимает лидирующие позиции в системе мер по обеспечению общественной безопасности.

Тем не менее стоит признать, что утверждения ученых верны, указывая на то, что деградация дорог уносит гораздо больше жизней, чем «неопределенная экстремистская деятельность».

Таким образом, мы предполагаем, что общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов, безопасности личности, общества от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить реализацию прав человека, достойное качество жизни граждан, развитие духовных ценностей общества, социальную и общественную стабильность.

Литература:

  1. Микаилов С. М., Богомолов А. Н. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности // Молодой ученый. 2017. № 39. С. 68–71.
  2. Босхамджиева Н. А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации: монография. М.: Юнити-Дана, 2014.
  3. Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 26.

Государственно-правовое обеспечение общественной безопасности

Безопасность предполагает чувство защищенности и осознание отсутствия внешних угроз. В науке безопасность определяется как базовая потребность человека, поэтому на законодательном уровне защите безопасности человека и гражданина уделено большое внимание. Учитывая текущую обстановку, общественная безопасность приобретает все большую актуальность.

https://www.youtube.com/watch?v=iPhGCy0G5gs\u0026pp=ygVA0J_QvtC90Y_RgtC40LUg0L7QsdGJ0LXRgdGC0LLQtdC90L3QvtC5INCx0LXQt9C-0L_QsNGB0L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

Термин общественная безопасность охватывает большой круг правоотношений, которые призваны исключить угрозы или минимизировать последствия от них для общественной безопасности. На сегодняшний день, существует большое количество определений термина «общественная безопасность», так как она является крупным социально-правовым институтом.

Босхамджиева Н. А. определяет институт общественной безопасности как:

«…

некоторое состояние защищенности всех жизненно важных интересов личности, государства и общества от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность для них, их устойчивого развития, а также гарантированной реализации и защиты интересов личности, государства и общества, урегулированное нормами административного права».

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Однако, нельзя полностью согласиться с мнением данного автора, так как понятие общественной безопасности не должно переплетаться с государственной.

Дефиниция общественной безопасности неоднократно встречается и в российском законодательстве. Исходя из анализа специальной литературы дадим собственное определение.

Общественная безопасность подразумевает некое состояние защищенности и неуязвимости человека, его материальных и духовных ценностей от внешних угроз, конфликтов и чрезвычайных явлений.

Главным критерием существование общественной безопасности является наличие состояния общественного спокойствия и уверенности в том, что вокруг созданы благоприятные условия для существования. Помимо этого, общественная безопасность должна не только создавать такие условия, но и предотвращать причины, по которым обществу может быть нанесен вред.

Сегодня общественной безопасности в государстве уделяется особое внимание, так как необходимо сохранить в безопасности общество, его интересы, а также обеспечить свободную реализацию прав и свобод человека.

«Государственно-правовое обеспечение общественной безопасности» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Общественная безопасность, по мнению А.М. Воронова, — это:

«… состояние защищенности урегулированных нормами права и морали общественных отношений, складывающихся в области формирования новых социально-политических и экономических отношений как предпосылок поэтапного перехода Российской Федерации к постиндустриальному развитию в целях построения на демократических принципах стабильной социальной системы и создание условий для духовного совершенствования личности и повышения качества жизни с учетом национально-культурной идентичности общества».

Особо стоит отметить тот факт, что общественная безопасность защищает жизненно важные интересы общества и благодаря снижению угроз позволяет личности и обществу прогрессивно развиваться.

Правовые основы обеспечения общественной безопасности

Рассматривая действующее законодательство, можно заметить, что по вопросу общественной безопасности отсутствует системный подход к регулированию.

Это может быть обусловлено недостатком научной обоснованности, внутренними противоречиями нормативных актов и сложностями в регулировании.

Чаще всего общественная безопасность рассматривается в юридической литературе наравне с государственной, что по своей сути является неверным, так как это два совершенно разных понятия.

Механизм общественной безопасности охватывает большой блок правоотношений. Для удобства разделим их на четыре группы.

  1. Правовые нормы, которые определяют внутренние и внешние условия предотвращения угроз безопасности.
  2. Нормы, которые определяют полномочия государственных органов и должностных лиц по обеспечению общественной безопасности.
  3. Нормы, которые регулируют полномочия органов местного самоуправления по обеспечению безопасности жителей муниципальных округов.
  4. Группа норм, которая определяет права и обязанности граждан, а также нормы, предусматривающие ответственность за нарушение безопасности.

Правовые основы подразумевают под собой наличие определенных законодательных источников. В отношении общественной безопасности можно назвать следующие: Федеральный закон «О пожарной безопасности», федеральный закон «О радиационной безопасности населения», федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=iPhGCy0G5gs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Многие федеральные законы дублируют положения других нормативных актов, в которых прописаны те же нормы. Например, нормы из федеральных законов могут повторяться в различных положениях, правилах, инструкциях и т. п.

Для обеспечения общественной безопасности особо значимую роль играют правоохранительные органы. Они имеют связь со многими организациями и органами власти и имеют полномочия для предотвращения нарушений общественного порядка.

На данный момент в законодательстве нет точного определения правового обеспечения. Однако, оно активно используется в жизнедеятельности.

Под термином «правовое обеспечение» понимается сложная система юридических и социальных факторов, которые формируют причинно-следственную связь между нормами права и общественными отношениями.

Итак, обобщим все вышесказанное. «Общественная безопасность» — это комплекс общественных отношений, которые создают безопасные для жизни условия. Важно учитывать, что общественная безопасность является высшей ценностью для государства и общества.

Ее функция состоит в том, чтобы создать гарантию безопасных условий для жизнедеятельности общества.

В процессе вступления в различные социальные связи население нашей страны будет чувствовать себя уверенно только тогда, когда будет больше реальных усилий государства и общества по обеспечению системы общественной безопасности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов.

В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения.

В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле.

При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

Общественный порядок в узком смысле слова следует рассматривать как систему общественных отношений, функционирование которой обеспечивает личную и общественную безопасность, поддержание ритмичности наиболее значимых социальных процессов в рамках правового государства, создание обстановки общественного спокойствия, благоприятных условий для производителей и потребителей социальных благ, уважение интересов гражданского общества, чести, национального равноправия и достоинства личности в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

Такие виды общественных отношений возникают в связи с пребыванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передвижения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранением оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Читайте также:  Разъяснение сомнений упк

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов полиции, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.

Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию.

А.П.

Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.

Из сказанного выше следует, что содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

В современной юридической литературе нет единства мнений, какое место считать общественным и в каком случае. Общественное место, прежде всего, связывается с пребыванием в нем людей.

К общественным принято относить места, специально предназначенные для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т.д.). Иными словами, под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Толкование понятия «общественное место» в административно – правовой науке чаще всего сводится к перечислению общественных мест, без раскрытия его признаков. Например, согласно комментарию к ст.20.1 КоАП РФ «общественное место» — это любое место, где находятся люди: квартира, улица, учреждение, предприятие, транспорт и т.д.

С учетом вышеизложенных мнений можно сделать следующий вывод, что главным признаком общественного места будет являться возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов.

Следует заметить, что в большинстве своем используемые определения «общественного места» расплывчаты, теоретизированы и трудно применимы в практической правоохранительной деятельности. В ряде случаев приводимые понятия общественного места не всегда применимы относительно совершенных в общественных местах преступлений.

Решить эту проблем у попытались законодательные органы субъектов Российской Федерации, к примеру, в законе Челябинской области «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области», или законе Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», однако их определения оказались не совсем точными и не учитывающими всех признаков общественного места.

К примеру, уголовное законодательство не содержит определения общественного места, поскольку оно не является признаком для большинства составов преступлений, а является лишь признаком состава для таких преступлений, как хулиганство и вандализм, предусмотренных статьями 213 и 214 УК РФ. Однако для статистической отчетности, разработки мер по предупреждению преступлений, определения уровня преступности, общественное место, как место совершения преступления имеет большое практическое и научное значение.

В этих целях в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 с 1 января 2008 года внесены изменения.

Согласно этим изменениям, общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если оно осуществлялось на территории города, либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами в период реализации в указанных местах общественных функций.

В законодательстве об административной ответственности в ряде статей «общественное место» является обязательным элементом объективной стороны правонарушения. Так в статье 20.

1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, конкретно указано на то, что действия подпадают под признаки данного состава правонарушения лишь в случаях, когда они совершаются в общественных местах. В ст.20.

20 КоАП РФ установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

В статье 20.21 КоАП РФ речь идет об ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, и приводится перечень некоторых видов общественных мест, т.

е не совсем полный, поскольку в ее диспозиции содержится оговорка – «в других общественных местах». Статья 20.

22 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Указанный выше перечень общественных мест можно классифицировать на три категории:

1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) общественные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

  • Сказанное, позволяет нам выделить следующие признаки общественного места:
  • а) это место общего пользования;
  • б) возможность преимущественно свободного доступа для посещения;
  • в) предназначенность данного места для удовлетворения различных жизненных потребностей.
  • Таким образом, под общественным местом следует понимать места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов либо вне их, а также средства общественного транспорта.
  • На основании изложенного, можно дать следующее определение общественного порядка, представляющего собой систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
  • Наряду с общественным порядком, одним из существенных и обязательных элементов стабильного суще­ствования любого государства является и безопасность.
  • Обращает на себя внимание и тот факт, что безопасность личности становится в нашем обществе приоритетом, свидетельством чему стало введение в главу 20 КоАП РФ термина «Общественная безопасность».
  • Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Рос­сийской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.
  • Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.
  • В свою очередь, понятие «общественная безопасность», как составная часть родового понятия «безопасность» употребляется в юридической литературе и в официальных документах как состояние, при котором защищены жизненно важные интересы страны, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз общественной безопасности и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.
  • При этом в каждой из жизненно важных сфер любое социальное противоречие имеет как внешний, так и внутренний характер, а сами противоречия являются не статическими, а динамическими категориями, постоянно меняющими свое содержание и направленность развития под воздействием соответствующих внешних и внутренних причин.

Наличие широкого круга источников возникновения угрозы общественной безопасности обусловливает необходимость обособления особой группы общественных отношений – отношений по обеспечению общественной безопасности, регулирование которых предполагает использование экономических, социально-правовых, психолого-педагогических, организационно-технических и т.п. средств, направленных на предупреждение (предотвращение) источников возникновения угроз общественной безопасности, а в конечном счете, обеспечивающих общественную безопасность.

По мнению А.Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений.

Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм.

  1. Таким образом, общественная безопасность представляет собой состояние защищенности общественных отношений, складывающихся в области регулирования деятельности общества и государства, в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.
  2. Основными причинами, связанными с нарушениями общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества
  3. Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).
  4. Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.
  5. Целью установления и поддержания общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
  6. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России.
  7. В свою очередь, под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.
Читайте также:  Ответственность за откаты

Административная деятельность полиции

К наиболее общим объектам административной деятельности органов внутренних дел относятся безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность.

В Конституции Российской Федерации отражены различные виды безопасности:

  1. правовая (юридическая), физическая безопасность личности (ст. 20—23 Конституции РФ), информационная безопасность личности (ст. 24, 29 Конституции РФ), экономическая безопасность личности (ст. 34, 35 и 36 Конституции РФ) и т.д.;
  2. безопасность личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ);
  3. безопасность общества (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
  4. безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 5, ст. 71 Конституции РФ).

Безопасность личности. Анализ различных видов безопасности личности, обозначенных в Конституции Российской Федерации, свидетельствует, что безопасность личности — понятие комплексное, отражающее различные стороны жизни и деятельности человека.

Наиболее широкая интегральная основа юридической безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства1Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс»..

На полицию возложена задача защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Фактически в этой задаче отражены основные жизненно важные интересы, под которыми понимаются жизнь и здоровье. Таким образом, можно утверждать, что

Личная безопасность — это состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Общественный порядок

Общественный порядок — это регламентируемая социальными нормами система общественных отношений, складывающаяся в общественных местах в процессе общения людей, неприкосновенность которой гарантирована государством.

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами.

Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации2Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: Моск. акад. МВД России: Щит-М, 2000. С. 24.. Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Значительную роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка отведена нормам законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка.

Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся в административном, уголовном и ином законодательстве.

Кроме того, они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в законах и иных актах представительной и исполнительной власти субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления.

Отношения в сфере общественного порядка регулируются также общепринятыми в обществе нормами морали, традициями, обычаями и т.д. Они являются важным средством профилактики антиобщественного поведения граждан.

Общественная безопасность. Общественный порядок неразрывно связан с другой сферой жизни общества — общественной безопасностью. Государство рассматривается гарантом безопасности личности и общества.

Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества.

Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяет социальный характер государства, которое должно заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества с помощью права.

Общественная безопасность обеспечивается органами государственной власти, при этом значительную часть функций по ее обеспечению государство делегирует органам внутренних дел, полиции.

К общественной безопасности, как правило, относят общественные отношения, связанные с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при их неправильном использовании. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением определенных правил, обеспечивающих безопасность в различных сферах жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что понятие «общественная безопасность» законодательно не определено. В современном российском законодательстве термин «общественная безопасность» употребляется как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности органов исполнительной власти.

Ряд ученых отмечают, что общественная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности, ее «призваны обеспечивать органы государства (прежде всего, полиция, внутренние войска, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), а также органы местного самоуправления, общественные организации и движения»3Босхамджиева Н.А.

Вопросы понятия «общественная безопасность»: зарубежный опыт // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 27—29: Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 69-70: и др..

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь, которая выражается в том, что укрепление общественного порядка способствует повышению уровня общественной безопасности. Кроме того, общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны с другими социально-правовыми категориями, такими как правопорядок, государственный порядок, благоустройство.

Взаимосвязь общественного порядка, общественной безопасности и правопорядка выражается в том, что правопорядок охватывает только ту часть общественных отношений, которая регулируется нормами права. Таким образом, общественные отношения, регулируемые нормами морали, нравственности, традициями и обычаями, находятся за пределами сферы правопорядка.

Вместе с тем многие правоотношения выходят за рамки общественного порядка. Правопорядок составляет основу общественного порядка, так как государство при помощи права регулирует основные отношения в сфере общественного порядка.

Отношения в сфере общественной безопасности регулируются нормами права, таким образом, можно утверждать, что общественная безопасность является элементом правопорядка.

Государственный порядок составляет основу общественного порядка, определяет его сущность и содержание. Вместе с тем он не охватывает всей сферы общественного порядка.

Общественное благоустройство, под которым понимается рациональная планировка населенных пунктов, общественных мест, их обустройство, существенно влияет на состояние общественного порядка и общественной безопасности, однако в отличие от них сфера благоустройства включает в себя отношения людей к материальным ценностям окружающей среды.

Разграничение общественного порядка и общественной безопасности с другими социально-правовыми категориями позволяет оптимально определить компетенции правоохранительных и иных органов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector