- 14 июня 2019 г.
- Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»
- Ольга Гусева
Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.
2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (далее – поставщики), так и государственными и муниципальными заказчиками (далее – заказчики).
При этом определенные действия должностных лиц могут повлечь за собой и уголовную ответственность. В данной статье мы рассмотрим особенности административной ответственности за нарушение законодательства об осуществлении государственных закупок по и видам и сфере нарушения.
Нарушения при планировании государственных закупок
За подобные нарушения штрафуют как самого заказчика, так и ответственных должностных лиц (в основном, это контрактный управляющий или работник контрактной службы).
В случае, если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее – КоАП РФ). Так, если заказчик совершит ошибку при составлении плана-графика или плана закупок, на заказчика может быть штраф 20 000 — 50 000 рублей.
Под неправильным составлением плановых документов стоит понимать включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности или же нормативно-правовым актам или же указание необоснованной начальной цены контракта (далее – НМЦК). А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей (ч. 2 ст.
7.29.3 КоАП РФ).
В качестве примера необоснованности НМЦК на практике, следует привести следующее судебное решение.
Так в рамках одного из судебных дел было выявлено, что при внесении изменений в план-график учреждения по закупке продуктов питания, при размещении в Единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о проведении запроса предложений: закупка продуктов питания, а также документации о проведении запроса предложений, должностное лицо вопреки требованиям частей 3 и 20 ст.
22 Закона о контрактной системе, п.п. 3.14,3.18, 3.22 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, не обосновала НМЦК.
Не согласившись с этим постановлением, Заказчик обжаловал его в районный суд. Судьей районного суда в удовлетворении жалобы было отказано. Областной суд поддержал решение районного суда по следующим основаниям.
При этом доводы жалобы Заказчика о недоказанности вины в нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок были признаны судом несостоятельными, поскольку в силу ст.
21 Закона № 44-ФЗ в план-график закупки включается информация в отношении каждой закупки, в том числе, наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений ст.
33 Закона № 44-ФЗ, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в случае увеличения или уменьшения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Исходя из системного толкования положений статей 21 и 22 Закона № 44-ФЗ, заказчик не освобождается от обязанности по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта при изменении плана-графика, в связи с чем, действия Заказчика обоснованно квалифицированы по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ1.
Также в части нарушений при планировании государственных закупок предусмотрены такие штрафы:
• за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
• за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС – 5 000-30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
В частности, Правила и сроки проведения общественного обсуждения закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. По общему правилу обязательное общественное обсуждение проводится в рамках закупок, в которых НМЦК более 1 млрд. рублей посредством конкурентных способов определения поставщиков.
Если срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на выходной день
Главная → Статьи → Если срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на выходной день
При проведении электронного аукциона заказчик указал срок окончания подачи заявок, который совпал с выходным днем. Окончание подачи заявок выпало на выходной день – субботу.
В извещении о проведении электронного аукциона последним днем срока подачи заявок указана именно суббота. При этом извещение размещено в соответствии с требованиями ст. 63 Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), полных 7 дней до окончания срока подачи заявок, при цене контракта менее 3 млн. Рублей.
Согласно ст.
193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Будет ли такая ситуация считаться нарушением норм Закона № 44-ФЗ?
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе (далее также – аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (далее – заявки).
Порядок публикации извещения о проведении аукциона, включая минимальные временные интервалы от нее до окончания срока подачи заявок, установлен ч.ч. 1, 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с ними заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.
Участник электронного аукциона вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
При этом Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, в том числе не устанавливает последствия совпадения последнего дня предусмотренного им срока с днем, который в соответствии с законодательством является нерабочим.
Поэтому по данному вопросу следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст.
2 этого Закона) и которые применяются к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с ним, если самим Законом № 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос № 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889).
Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Ее нормы не затрагивают вопрос о возможности совершения юридически значимых действий, с которыми связано начало течения сроков. Однако ст.
193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (п. 1 ст. 194 ГК РФ).
Как изменятся электронные аукционы с принятием поправок в 44-ФЗ
- 01-07-2021
- Дарья Коровкина
- 8 мин.
Сейчас на рассмотрении в Совете Федерации находится законопроект, согласно которому будут внесены изменения в законодательство, регулирующее госзакупки, в том числе и в Федеральный закон 44-ФЗ.
Большинство изменений вступит в силу с 1 января 2022 года, о них мы рассказывали здесь. А сегодня подробнее остановимся на проведении открытого аукциона в электронной форме — она должна стать проще и прозрачнее, общий срок ее проведения сократится.
Объявление аукциона
Отличия будут уже на стадии разработки документов для размещения закупки. Как таковая, документация будет составляться в исключительных случаях, для всех закупок в форме электронного аукциона нужно разработать и разместить извещение по единой форме. Теперь описание объекта закупки, обоснование НМЦК и проект контракта размещаются сразу в извещении.
Сроки размещения извещения не изменились — не менее 15 дней, а для НМЦК — не более 300 млн. руб. (в случае закупки в сфере строительства не более 2 млрд руб.) — 7 дней.
Внести изменения по инициативе заказчика можно будет не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. По электронному аукциону он продлевается таким образом, чтобы со следующего дня срок подачи заявок составил не менее 7 дней, а при НМЦК не более 300 млн (не более 2 млрд руб. для закупок по капстроительству) — 3 дней.
Извещение об отмене закупки будет формироваться через ЕИС и подписываться усиленной ЭЦП. Считать закупку отмененной можно будет с момента размещения извещения. Площадка в течение часа должна будет возвращать заявки и уведомлять участников об отмене закупки.
Заказчик также должен будет установить требование об обеспечении заявок при НМЦК свыше 1 млн рублей. Помимо банковской можно будет предоставить любую из указанных в законе независимых гарантий либо обеспечить заявку денежными средствами.
Деньги блокируются на специальном счете участника закупки, как это происходит и сейчас, но процедура блокировки счета и обязанности банков, электронной площадки, участников закупки подробно регламентированы. Размер обеспечения будет составлять при НМЦК не более 20 млн руб.
— от ½% до 1% НМЦК и при НМЦК более 20 млн руб. — от ½% до 5% НМЦК.
Подача заявок и обработка их электронной площадкой
При проведении электронного аукциона заявка, как это происходит и сейчас, будет поступать на электронную площадку. Если участник уже аккредитован на площадке, то большинство документов и сведений ему подавать не нужно — они уже есть у оператора ЭП.
Оператор ЭП может отклонить заявку. Основания по большей части прежние, но к ним добавилась возможность отклонения заявки:
- при получении оператором ЭП информации об отсутствии необходимого количества денежных средств на специальном счете;
- отсутствия данных о независимой гарантии в специальном реестре, несоответствия идентификационных кодов в гарантии и извещении и недостаточности суммы гарантии.
Более подробно расписана в новой редакции закона и процедура отзыва заявки — это можно сделать в любом случае до окончания срока подачи заявок.
С момента размещения итогового протокола и до момента размещения проекта контракта для открытых электронных процедур отозвать заявку могут все участники, кроме первых трех.
Заявку можно считать отозванной уже с момента подписания ее ЭЦП участника закупки, информацию об этом оператор ЭП направляет заказчику в течение часа.
Подача ценовых предложений
Подавать ценовые предложения смогут участники, ранее подавшие заявки. Снижать текущее минимальное ценовое предложение при подаче своего можно будет на величину от 0,5% до 5% от НМЦК контракта либо от начальной суммы цен ТРУ.
Также регламентированы правила подачи ценового предложения — оно не должно быть равно 0, быть выше или равно предыдущему, оно не должно быть меньше, чем текущее предложение, сниженное на предельную величину «шага аукциона».
Неправильно поданные ценовые предложения отклоняются оператором ЭП автоматически. Установлено время обработки ценовых предложений — не более 4 минут. Каждый раз время обработки увеличивается для каждого последующего поданного предложения.
Общее время сессии не может превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Оператор ЭП указывает сведения о поданных ценовых предложениях без информации об участниках. Если участник ценовое предложение не подает, то его минимальным ценовым предложением будет считаться НМЦК.
Сохранилась в новой редакции и возможность переторжки — подать ценовое предложение с меньшей ценой и увеличить свои шансы на победу можно не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений. Цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, поданного во время сессии.
Так же, как в настоящей редакции, если цена контракта снижается до половины процента НМЦК, то процедура проводится уже на право заключения контракта.
Оператор электронной площадки в течение часа с момента окончания подачи ценовых предложений присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены (или суммы цен ТРУ) контракта согласно указанным в предложениях участников и формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на ЭП.
Участник, принявший участие в закупке, сможет не позднее даты заключения контракта запросить разъяснения по порядку проведения процедуры подачи ценовых предложений. Ответ ему должны предоставить через ЭП в течение 2-х рабочих дней.
Рассмотрение заявок и подведение итогов определения поставщика
- Заявки должны быть рассмотрены членами закупочной комиссии не позднее 2-х рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика согласно извещению.
- Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям извещения и, исходя из данных протокола подачи ценовых предложений, присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, порядковые номера в порядке возрастания ценового предложения.
- Протокол подведения итогов определения поставщика формируется с помощью средств электронной площадки и подписывается усиленными ЭЦП членов закупочной комиссии.
После определения победителя у заказчика есть по 2 рабочих дня на размещение проекта контракта и подписание контракта, подписанного победителем. Поставщику (исполнителю) на подписание дается 5 рабочих дней.
Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?
Начиная с 2022 года в сфере госзакупок произойдёт ряд серьезных изменений. 360-ФЗ вносит новшества в действующий порядок проведения торгов и нацелен в первую очередь на упрощение и ускорение всех процессов. О том какие изменения нас ждут мы и поговорим в этой статье!
Изменения в 360-ФЗ
Сразу же условимся. Нововведения вступят в силу только с начала грядущего года, а некоторые и того позже. Верно оценить то, или иное решение сейчас практически невозможно. Необходимо хоть немного времени после «релиза», чтобы дать оценку.
https://www.youtube.com/watch?v=S7MRdd8-6NM\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Поэтому мы лишь обозначим основные изменения и обозначим пару субъективных мнений.
Полный переход на ЭДО
Пожалуй самым важным изменением станет полный переход на электронный документооборот. Электронное актирование будет осуществляться через типовые формы, которые будут направляться заказчику в ЕИС.
Акт приёма товара, работы или услуги, всевозможные обжалования и прочие операции будут осуществляются исключительно в электронном формате. Проект контракта, пока что, будет прикрепляться в виде отдельного файла, однако в 2023 году также станет доступен к заполнению по специальной форме.
Даже подача жалобы будет осуществляться через единую информационную систему, а при её подаче станет обязательным указание ИКЗ.
Упрощение в документации
С начала следующего года, требования и инструкция по заполнению заявки станут частью извещения. Документация о закупке останется лишь в закрытых процедурах, по понятным причинам.
Открытые торги, в свою очередь, станут менее нагружены по части прилагаемых документов, что существенно облегчит знакомство с тендером и всей важной информацией.
Кроме того, при заполнении формы заявки на участие, большая часть информации будет автоматически подтягиваться из ЕИС. Данное удобство появится с 01.04.2022 года.
Отдельно стоит отметить то, что теперь нет необходимости указывать характеристика товара при поставке. Новшество работает только в том случае, если заказчик указал товарный знак, а обозначить дополнительно потребуется лишь страну происхождения в соответствии с ОКСМ.
Универсальная предквалификация
Новый закон вводит универсальную предквалификацию для участия в тендерах на сумму свыше 20 млн рублей.
Если НМЦК соответствует или выше обозначенной суммы, то к участию будут допускаться только те компании, которые за последние 3 года успешно исполнили контракт стоимостью не менее 20% от цены текущей закупки. При этом предмет исполненных обязательств роли не играет, а учитывается сам факт.
Нововведение позволит заказчикам обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, ведь участниками окажутся только те компании, которые успели зарекомендовать себя с положительной стороны.
Меньше видов конкурентных торгов
Для упрощения проведения закупок, новый закон предполагает наличие лишь трех видов конкурентных торгов. Напоминаем, на сегодняшний день используется 11 видов.
По итогу, на момент 1 января 2022 года, поставщикам и заказчикам будут доступны следующие способы проведения конкурентных торгов:
- запрос котировок в электронный форме;
- аукцион (электронный, закрытый и электронный закрытый);
- конкурс (электронный открытый, закрытый и электронный закрытый).
Изменения в аукционе
Помимо значительного «сокращения», сами процедуры также подвергнутся изменениям. В большей мере, они направлены на ускорение привычных процессов, чтобы процедуры проходили в более сжатые сроки.
Начнём, пожалуй, с самого популярного вида электронных торгов – аукциона.
Когда изменения вступят в силу, заявка станет цельной, а не разделенной на две части, а вносить коррективы в извещение заказчику можно будет вплоть до предпоследнего дня срока подачи заявок.
Кроме того, изменится и само проведение аукциона. Время на подачу ценового предложения сократится до 4 минут, а общее время аукциона станет ограниченным – не более 5 часов.
Изменения в конкурсе
На рассмотрение и оценку как первой, так и второй части, будет отведено лишь 2 рабочих дня. Даже на переторжку теперь будет отводиться меньше времени – 1 час вместо 3-х. При проведении последней, кстати, теперь будет нельзя указать сумму в 0 рублей.
Также будет добавлен новый критерий в первую часть – расходы.
В случае, если есть готовый проект или отсутствуют критерии расходов и качества, то обе части будут рассматриваться сразу, без переторжки.
Изменения в запросе котировок
В запросе котировок появится обязательное требование к обеспечению. Ранее заказчики могли сами решать, нужно ли его устанавливать, однако теперь при НМЦК от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей заказчик обязан просить обеспечение.
https://www.youtube.com/watch?v=E1M2agm_XZc\u0026pp=ygU50KHQvtC60YDQsNGJ0LXQvdC40LUg0YHRgNC-0LrQsCDQv9C-0LTQsNGH0Lgg0LfQsNGP0LLQvtC6
Также в запросе котировок теперь не допускается протокол разногласий. Вероятно, это сделано из-за сжатых сроков, в условиях которых не представляется возможным организовать общение поставщика и заказчика в необходимом виде.
В пользу вышеописанного предположения служит и следующее изменение – время рассмотрения и оценки теперь составляет всего 2 рабочих дня. Запрос котировок становится ещё более быстрой процедурой, в чём есть как минусы, так и плюсы. Но рассуждать об этом мы будем уже в следующем году.
Новые сроки на заключение контракта
Ускорение процессов коснулось и процедуры заключения контракта.
На размещение проекта контракта теперь будет отведено 2 рабочих дня с момента публикации итогового протокола. В запросе котировок этот срок будет составлять всего 3 часа.
На подпись и размещение контракта, заказчику будет отводится 2 рабочих дня. В запросе котировок срок будет меньше – 1 день.
Победитель торгов, в свою очередь, должен будет успеть подписать контракт за 5 рабочих дней.
Сокращение сроков оплаты по контрактам
360-ФЗ предполагает и новые правила по оплате исполненных контрактов. У заказчиков теперь будет заметно меньше времени на то, чтобы рассчитаться со своим поставщиком, а с 2023 года эти сроки станут еще короче.
Для малого бизнеса:
- сейчас – 15 дней;
- с 2022 года – 10 дней;
- с 2023 года – 7 дней.
Общий порядок:
- сейчас – 30 дней;
- с 2022 года – 15 дней;
- с 2023 года – 10 дней.
Обеспечение заявки или контракта
Затрагивая тему обеспечения, стоит готовиться к серьёзным изменениям!
Начнём с того, что при необходимости обеспечить заявку, средства на спецсчете будут блокироваться сразу после подачи. Позитивная сторона этого решения видна сразу! Больше не будет обидных потерь интересного тендера из-за промашки с балансом счёта. Если средств недостаточно – Вы сразу об этом узнаете, а не неприятно удивитесь в момент окончания срока подачи заявок.
Здесь же отметим ещё одно нововведение – при получении банковской гарантии будет добавляться лишь один дополнительный месяц к сроку, вместо нынешних двух.
И раз уж речь зашла о банковских гарантиях…
Появление независимых гарантий
С 2022 года получить гарантию на обеспечение заявки или контракта можно будет не только в банке. Независимые гарантии будут предоставлять государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, а также региональные гарантийные организации в специальных закупках для малого бизнеса.
Участники торгов, имеющие регистрацию в других странах – членах Евразийского экономического союза, в свою очередь, смогут получить гарантию от Евразийского банка развития.
Антидемпинговые меры
С наступлением 2022 года, в силу вступят и обновлённые меры по борьбе с демпингом. Применятся они будут в закупках с НМЦК от 15 млн. рублей и при снижении цены на 25% и более.
К тому же, нижняя планка обеспечения исполнения обязательств будет зафиксирована на отметке в 10% от максимальной цены контракта.
Увеличение квоты для малого бизнеса
Со следующего года возрастет обязательная доля закупок у СМП. Сейчас эта доля составляет 15% от годового дохода, но с 2022 она зафиксирует на отметке в 25%.
Учитывать закупки, подходящие под квоту, будут как и раньше. Только те, что были проведены отдельно, с преимуществом для субъектов малого предпринимательства. Если представитель СМП выиграет в общей закупке, для всех, то данный контракт под квоту не попадает.
Совместные закупки
Проведение совместных закупок станет возможным для заказчиков из разных регионов. Долгожданное, особенно для небольших городов, изменение, вступит в силу с начала грядущего года.
Такая возможность, потенциально, поможет многим заказчикам сэкономить на закупках, однако не исключено появление случаев неправомерного использования новоиспеченного дозволения.
Зачёт неустойки
360-ФЗ предполагает включение в контракты возможность зачёта неустойки на сумму самих обязательств. Скорее всего, такое изменение было заявлено для увеличения безопасности сторон, а также сокращения бюрократических процессов при нарушениях во время исполнения контракта.
Выводы
Описанные изменения действительно должны заметно ускорить проведение торгов. Видны попытки упростить многие аспекты, что очень радует.
https://www.youtube.com/watch?v=E1M2agm_XZc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Как мы уже и говорили, поспешных выводов делать не будем. Лучше всего дождаться реальной практики участия в условиях 360-ФЗ.
Удобнейший поиск закупок, аналитика, юридическое сопровождение. Всё для тендеров!
Что такое протокол подведения итогов электронного аукциона по 44-фз и как его правильно составить в 2023 году – Юридическая поддержка
Электронный аукцион является одним из способов проведения закупки, причем наиболее востребованным. Он состоит из нескольких этапов, каждый из которых оформляется специальным документом — протоколом. Именно о них пойдет речь в этой статье.
Подача заявок на участие
Прежде чем состоится процедура электронного аукциона, принимаются заявки от его потенциальных участников. На этот этап отводится 7 дней при начальной (максимальной) цене контракта до 3 млн рублей, и 15 дней — при НМЦ контракта более 3 млн рублей.
Каждая заявка состоит из двух частей. Первые части заявок рассматриваются комиссией заказчика до проведения процедуры аукциона. Этот процесс регламентирован статья 67 закона № 44-ФЗ.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
В ходе изучения первой части заявки комиссия должна установить, может ли поставщик (подрядчик) принимать участие в аукционе, то есть соответствует ли его документация требованиям закупки. В случае положительного решения он допускается к участию в аукционе, в противном случае его заявка отклоняется.
Принятое решение должно быть оформлено Протоколом рассмотрения заявок на участие.
В нем содержится сообщение о том, что поставщик допущен к аукциону, то есть становится его участником, или об отклонении заявки с подробным раскрытием причины этого.
Кроме того, в протоколе должен фигурировать порядковый номер заявок, а также решение каждого члена комиссии в отношении каждой заявки (допустить до участия в аукционе или отказать).
У комиссии заказчика есть 7 дней на то, чтобы проверить первые части заявок, сформировать протокол и отправить его в ЕИС и на электронную площадку.
Бывают случаи, что этап рассмотрения первых частей заявок проходит лишь один поставщик или вовсе не проходит никто. Тогда процедура признается несостоявшейся.
Проведение аукциона
Аукцион проводится через 2 дня после того, как все заявки рассмотрены и состав участников сформирован. Суть его заключается в том, что участники делают предложения более выгодной для заказчика цены, то есть уменьшают цену конкурентов.
Когда аукцион объявлен, на раздумье дается не более 10 минут – за это время нужно предложить свою цену. После каждого нового предложения есть еще 10 минут на то, чтобы «перебить» текущую цену более выгодной. Если очередное ценовое предложение не «перебивается» в течение 10 минут, то аукцион завершается.
Если с момента старта в течение 10 минут не поступило ни одного предложения, то аукцион признается несостоявшимся.
Спустя 30 минут после окончания процедуры, оператор ЭТП публикует Протокол проведения электронного аукциона.
Этот документ должен включать адрес электронной площадки, дату проведения, время начала и окончания аукциона, а также ценовые предложения, которые в его ходе делали участники.
Они ранжируются по цене с указанием номера заявки и времени, в которое это предложение поступило.
Протокол также направляется в контрактную службу заказчика, а вместе с ним — вторые части заявок участников. Если таковых было много, то заказчик увидит только первые 10 ценовых предложений.
Подведение итогов
Статья 69 закона № 44-ФЗ регулирует порядок рассмотрения вторых частей заявок участников. На это отводится не более 3 дней.
https://www.youtube.com/watch?v=OCUBcrqo7Hk\u0026pp=ygU50KHQvtC60YDQsNGJ0LXQvdC40LUg0YHRgNC-0LrQsCDQv9C-0LTQsNGH0Lgg0LfQsNGP0LLQvtC6
Комиссия должна проверить каждую заявку на соответствие аукционной документации и принять по ней коллегиальное решение. В результате будут отобраны не более 5 лучших заявок, которые соответствуют документации по вторым частям.
Они и войдут в Протокол подведения итогов аукциона. В нем заявки должны быть размещены по цене с указанием времени подачи предложения.
Протокол подписывается всеми членами аукционной комиссии и не позднее следующего дня размещается в ЕИС и на ЭТП.
Участник, предложивший наименьшую цену контракта, заявка которого полностью удовлетворяет закупочной документации, признается победителем аукциона.
Электронный аукцион по 44‑ФЗ: с чего начать?
Участник закупки — любое юридическое лицо, за исключением офшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 3 44-ФЗ). Указанные лица могут беспрепятственно участвовать в закупках при соблюдении обязательных требований в соответствии с ч. 1. ст. 31 44-ФЗ, в том числе следующих:
- соответствие требованиям, установленным в рамках законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при наличии);
- непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и др.
Соблюдение данных требований обязательно для всех, без исключения, заказчиков, так же как и правило об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ), несмотря на то что данное требование является правом заказчика, а не обязанностью.
При проведении закупки с начальной максимальной ценой 20 млн руб.
и более заказчик обязан установить дополнительное требование об исполнении участником закупки в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, стоимость исполненных обязательств по ним должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта.
В случае наличия штрафов и пени по таким контрактам, договорам они должны быть исполнены (ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Указанное положение применимо, если не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2. ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
- Таким образом, чтобы участвовать в закупках в рамках 44-ФЗ, достаточно зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, чтобы поставлять товары, оказывать услуги, где не требуется наличие специальных разрешений — лицензий или не предъявляются дополнительные требования к участникам закупки.
- В конце статьи вы найдете шпаргалку, в которой прописаны три самых эффективных инструмента для поиска закупок.
- В конце статьи есть шпаргалка
Какие сроки проведения электронного аукциона и в чем особенности описания объекта закупки?
Извещение о проведении ЭА размещаются заказчиком в единой информационной системе:
- в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб. заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении ЭА не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает указанные ценовые пороги, то такой срок составляет не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчики нередко некорректно составляют извещение о проведении ЭА, пренебрегают описанием объекта закупки в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, устанавливают требования, которые ограничивают конкуренцию и неправомерны.
Заказчик не должен устанавливать требования в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара, наименования производителя, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ: к примеру, если при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг (ПП РФ № 2014 от 03.12.2020).Заказчики также не имеют права устанавливать в извещении электронного аукциона при описании объекта закупки:
- характеристики, указывающие на товар только одного производителя (например, технические условия);
- требования к расходным материалам;
- формулы вычисления значений показателя;
- требования к материалам, из которых состоит данный товар;
- излишние требования к упаковке, без обоснования такой необходимости.
Помимо прочего, не допускается введение участников закупки в заблуждение, к примеру, если в извещении ЭА установлено требование об одновременном соответствии показателей товара как значениям, предусмотренным нормативным документами, так и требованиям, указанным в описании предмета закупки, при этом имеются расхождения между указанными источниками.
Во всех рассмотренных случаях поставщику необходимо подавать запрос на разъяснение положений извещения об ЭА с указанием необходимости приведения извещения в соответствии с 44-ФЗ, в противном случае нужно обращаться с жалобой в ФАС, в том числе и в тех случаях, когда срок на запрос разъяснений упущен. В настоящее время обжалование реализуется с помощью функционала ЕИС, что позволяет подать жалобу в ФАС буквально в два клика.
Основные этапы участия в ЭА
- Знакомство с извещением о проведении электронного аукциона
При подготовке к участию в ЭА очень важно ознакомиться с ключевыми моментами документации о его проведении, рассмотреть, насколько корректны:
- техническое задание;
- проект договора;
- сроки исполнения обязательств;
- порядок оплаты;
- требования к участникам;
- комплектность всех необходимых документов (наличие сметы, проекта и т.д.).
Важной остается оценка экономической целесообразности участия в закупке. Только после понимания того, что рентабельность участия в закупке вас устраивает, можно переходить ко второму этапу.
При этом для более точной оценки необходимо проводить постоянный анализ среднего снижения в вашем регионе/регионах участия в зависимости от заказчика и предмета закупки, так как каждый рынок товара специфичен, уровень конкуренции различается от субъекта к субъекту.
- Подача заявки на участие в аукционе
Начиная с 01.01.2022 заявка на участие в электронном аукционе не разделяется на части и направляется оператором ЭТП заказчику единым пакетом документов после проведения торгов.
При этом для правильного оформления требуемых документов и минимизации риска отклонения заявки необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, установленными заказчиком, в том числе и в части описания объекта закупки.
В случае если предмет контракта — закупка товара или товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, при подготовке заявки участнику необходимо предоставить:
- информацию и документы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, так называемый национальный режим. К примеру, если в извещении установлены запреты, ограничения, условия допуска. При непредоставлении таких документов заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение об иностранных товарах (работах, услугах);
- предложение участника закупки в отношении товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ (оказании услуг), с указанием характеристик товара, и наименования страны происхождения товара, которое указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ч. 2 ст. 43 Закона №44-ФЗ);