Правила эксплуатации водохранилищ

История человечества неразрывно связана с водоемами. В древности все поселения закладывались только в непосредственной близости к питьевой воде.

Прогресс научил нас находить воду в самых сложных природных условиях и доставлять ее даже в космос.

К сожалению пробуриваясь к доисторическим водоносным горизонтам, опресняя океаны и растапливая ледники, мы пока не научились правильно вести себя рядом с водой.

Правила эксплуатации водохранилищ

Даже наличие строгих законов и проверяющих органов, не пробирает злостных отдыхающих. Берега водоемов покрываются мусором, большая часть которого имеет огромный период естественного распада, негативно сказывается на окружающей природной среде. Нарушители не думают о том, что эта вода будет потом поступать в их квартиры.

Водохранилища и их акватории

Водохранилище – это большой водоем искусственного происхождения, которые накапливается за счет рек или озер. В их инфраструктуру включены водонапорные сооружения, которые подают воду адресатам. Создание водохранилищ имеет многоцелевое значение. С их помощью контролируются наводнения, создается площадка для гидроэнергетики и водного транспорта, обустраивается территория.

Самая важная функция — организация питьевого водоснабжения, поэтому санитарные службы постоянно контролируют микробиологические и химические показатели, чтобы своевременно предпринять меры по доочистке. На территории РФ расположено около 33 000 водохранилищ разного масштаба. Крупнейшими с водоизмещением более 1 000 000 м3 считаются только 102.

Вместе с большой пользой рукотворные водоемы наносят ощутимый вред природе. Их строительство приводит к исчезновению видов рыбы, изменению ландшафта прибрежной зоны, заболачиванию, потере огромных площадей плодородных почв и лесов. В США за последние 20 лет ликвидировано больше 200 искусственных плотин.

: Охраняются водохранилища и акватории намного строже, чем обычные водоемы. Вокруг них организованы зоны санитарной охраны (ЗСО). Отдельные объекты вообще находятся под запретным статусом, как, например, Учинское водохранилище. Здесь запрещено купаться, ловить рыбу, собирать ягоды и грибы в окрестностях

Водохранилища и прилегающие территории – это популярные места для активного отдыха. На берегах располагаются санатории, детские лагеря. Площадь и глубина позволяют судоходство, парусный и яхтенный виды спорта. Подобная популярность не может не сказываться на состоянии прибрежной полосы. Местные жители жалуются, что отдыхающие после купания и рыбалки часто оставляют мусор просто на берегу.

Назначение и размеры зон санитарной охраны

ЗСО организовываются для защиты источников водоснабжения, водопроводных сооружений и окружающей территории от загрязнений, независимо от ведомственного подчинения и типа источника. Согласно правилам, ЗСО состоит из трех поясов:

  • Первый пояс включает территорию водозабора, площадки с водопроводными сооружениями и водопроводящие каналы;
  • Второй и третий организовываются для предупреждения любых видов загрязнения.

Размеры поясов определяются индивидуально на основе местных санитарных и гидрогеологических условий.

Внешняя граница первого пояса должна находиться не менее, чем на 100 метров во всех направлениях от водохранилища.

Второй и третий пояса просчитываются с учетом климатических условий, рельефа берегов, наличия потенциальных факторов загрязнения. Обычно они располагаются на расстоянии 2-5 километров от береговой линии.

Чтобы предотвратить загрязнение воды и разрушение берегового рельефа, на площади поясов запрещены:

  • Спуск любых сточных вод;
  • Любое водопользование, которое отрицательно сказывается на качестве воды;
  • Несанкционированное строительство;
  • Добыча полезных пород и дноуглубительных работ без согласования с санитарно-эпидемиологическим надзором;
  • Профилактическая обработка с использованием химических средств;
  • Вырубка леса;
  • Стойбище, выпас скота и подобное использование территории на расстоянии ближе 500 метров;
  • Туризм, рыбалка и водный спорт в неустановленных местах.

В состав водоохранной зоны водохранилища могут включаться террасы, коренные берега, водоемы, впадающие в водохранилище, прилегающие территории, которые входят в зону охраняемого природного и городского наследия. Для каждого случая они индивидуальны, например, для Воронежского водохранилища ширина зоны составляет от 0,5 до 1,9 километра

Законы, которые защищают и регулируют использование водохранилищ

Территория вокруг водохранилища очень привлекательна не только для временного отдыха. Несмотря на запреты, происходит захват участков, незаконная хозяйственная деятельность и строительство. Любые несанкционированные действия приводят к загрязнению, замусориванию, истощению водного ресурса, негативному воздействию на животный и растительный мир.

Вся правовая информация касательно того, что можно, а что нельзя делать возле природных и искусственных водоемов, систематизирована в «Водном кодексе Российской федерации».

Документ постоянно дополняется новыми пунктами, а уже существующие статьи изменяются или упраздняются. Последняя версия с правками вступила в силу 1 января 2019 года.

Это основной документ, которые регламентирует сферу водных объектов, их использования, аренды, владения.

Статья 45 «Использование водохранилищ» описывают правила эксплуатации, которые должны содержать такие пункты:

  • Характеристика водохранилища;
  • Морфометрические, гидрогеологические, гидравлические и термические параметры;
  • Качественный и количественный состав всех сооружений, которые воздействуют на водный режим водохранилища;
  • Основные характеристики водотока;
  • Требования по технике безопасности;
  • Объем водопотребления;
  • Порядок функционирования водохранилища;
  • Специфика проведения ремонтно-восстановительных работ;
  • Механизм оповещения органов власти, водопользователей и местных жителей;
  • Состав, проведение и публикация результатов гидрометеорологических изысканий;
  • Информация о мероприятиях при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций.

Все правила разрабатываются, согласовываются и утверждаются в установленном Правительством РФ порядке.

В пределах водоохранной территории водохранилища можно проектировать, возводить, реконструировать и вводить в эксплуатацию объектов разного рода. Главное условие – организация сооружений, предусмотренных водным и природоохранным законодательством, которые защитят акваторию от любых негативных воздействий

Для законного строительства в водоохранной территории вся проектная документация должна соответствовать требованиям СНиП и ГОСТ. При выявлении объектов, которые эксплуатируются, но не оборудованы системой очистки бытовых и ливневых стоков, их владельцев нужно привлекать к административной ответственности.

Читайте также:  Право собираться мирно

Штрафы и ответственность за нарушение правил водопользования

Неправомерный захват территории вокруг водохранилищ и ее использование стало распространенным явлением. Законодательство все плотнее охватывает все аспекты природопользования, особенно стратегически важных объектов, к которым относятся водохранилища.

Согласно Водному кодексу практически все водоемы находятся в федеральном владении даже, если он не внесен в государственный реестр. Передавать в частную собственность или приватизировать можно только обводненные карьеры и обособленные пруды. Захват охраняемой зоны и препятствие в свободном доступе является преступлением. Практика судебных дел однозначна – участки освобождаются.

Нарушение правил водопользования карается наложением административного штрафа от 500 до 300 000 рублей. Сумма зависит от типа нарушения и статуса нарушителя.

Например, если физическая особа незаконно ограничит свободный доступ к прибрежной территории, то придется заплатить до 5000 рублей, если то же самое сделает должностное лицо – до 50 000 рублей, а юридическая особа будет наказана штрафом от 200 000 рублей.

Об утверждении типовых правил использования водохранилищ от 24 августа 2010

  • ____________________________________________________________________
  • Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.
  • — Примечание изготовителя базы данных.
  • ____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18 (ч.2), ст.2247), подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 года N 757 «О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 51, ст.5461; 2009, N 10, ст.1237)

  1. приказываю:
  2. Утвердить прилагаемые типовые правила использования водохранилищ.
  3. Врио МинистраС.Леви
  4.      Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации17 сентября  2010 года,
  5. регистрационный N 18461

УТВЕРЖДЕНЫприказом Минприроды России

от 24 августа 2010 года N 330

1. Настоящие типовые правила использования водохранилищ (далее — типовые правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 349 «Об утверждении Положения в разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ».

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18 (ч.2), ст.2247.

2.

В соответствии с настоящими типовыми правилами осуществляется использование водохранилищ, не включенных в перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 197-р(далее — водохранилища).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 8, ст.1032.

  • 3. Типовые правила предназначены для использования:
  • уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • собственниками гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями;
  • водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водохранилищ в пользование.
  • 4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют требования настоящих типовых правил:
  • в процессе предоставления водохранилищ или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водохранилищ в пользование;
  • при осуществлении мер по охране водных ресурсов водохранилищ, включая установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, поддержание надлежащего санитарного состояния водохранилищ, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации;
  • ________________

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст.335).

при осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водохранилищ, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

5. Собственники гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие гидротехнические сооружения организации выполняют требования настоящих типовых правил в процессе эксплуатации таких гидротехнических сооружений (далее — ГТС) в соответствии с требованиями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

6. Водохранилища могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее — Водный кодекс Российской Федерации).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; N 50, ст.5279; 2007, N 26, ст.3075; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 52 (ч.1), ст.6441.

Читайте также:  Последнее кадровое мероприятие

Использование водных ресурсов водохранилищ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями их использования.

7.

Использование водохранилищ водопользователями, образованных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основании договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями, и санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих их соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

  1. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
  2. ________________
  3. Пункт 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.
  4. Сброс сточных и (или) дренажных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  5. ________________

Статья 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2380; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418).

8.

Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций, водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии, орошения земель сельскохозяйственного назначения, используются на основании договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями с учетом интересов иных водопользователей с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

  • Использование водохранилищ для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики осуществляется с соблюдением температурных режимов водных объектов.
  • ________________
  • Часть 1 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации.
  • Использование водохранилищ для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
  • ________________
  • Часть 2 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации.

9.

Использование водохранилищ, образованных в рыбохозяйственных целях и являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения, для товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства, воспроизводства водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с водным законодательством, законодательством о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов, законодательством о животном мире.

Сброс в водохранилища, являющиеся водными объектами рыбохозяйственного значения, вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

________________

Часть 2 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть 1), ст.5270; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 52 (1 ч.), ст.5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст.23; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2008, N 49, ст.5748).

  1. В границах рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством, сброс сточных вод и (или) дренажных вод запрещается.
  2. ________________
  3. Пункт 3 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.

10.

Использование водохранилищ для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

11. Использование водных ресурсов водохранилищ, образованных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, не допускается.

Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

12. Водный режим водохранилищ, являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях), устанавливается с учетом требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов.

  • 13. Водопользователи при использовании водохранилищ обязаны:
  • не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
  • содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические и иные сооружения;
  • информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;
  • своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;
  • вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в соответствии с требованиями водного законодательства.

14.

Собственники и эксплуатирующие ГТС организации оповещают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и водопользователей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе при возникновении аварий на гидротехнических сооружениях и иных чрезвычайных ситуациях, в порядке, определенном законодательством о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Читайте также:  Право на доход

15. Мероприятия по технической эксплуатации и благоустройству водохранилища осуществляются постоянно, в течение всего года.

При эксплуатации водохранилищ в зимний период времени собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия по предотвращению повреждений гидротехнических сооружений и берегов водохранилищ в результате ледовых воздействий.

В период установления ледяного покрова на акватории водохранилища, в целях быстрейшего образования сплошного ледяного покрова, предотвращения образования навалов льда перед гидротехническими сооружениями и на откосах водохранилищ, а также возникновением зажоров в нижнем бьефе, сброс воды из водохранилища уменьшается.

При образовании ледяного покрова значительной толщины уровень воды в водохранилище необходимо держать постоянным, сбрасывая всю поступающую воду в нижний бьеф.

В соответствии с методическими указаниями разработка правил использования водохранилищ осуществляется для водохранилищ, включенных в перечень, утвержденный распоряжением правительства российской федерации от 14 февраля 2009 г. № 197-р. "об утверждении перечня водохранилищ, в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища", а также для проектируемых и строящихся водохранилищ объемом 10 млн. куб.м и более

Правила использования водохранилищ являются основным нормативным документом, регламентирующим использование водохранилищ.

– Правила) состоят из двух основных частей (документов) – Правил использования водных

ресурсов и Правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование).

Правила использования водных ресурсов водохранилищ (далее ПИВР) определяют режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки конкретных водохранилищ.

Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ (далее ПТЭБ) определяют порядок использования дна и берегов конкретных водохранилищ.

  • порядок и последовательность разработки Правил:
  • Первым этапом разработки Правил является
  • разработка ПИВР, независимо от того, будут
  • утверждаться Правила в форме единого документа, включающего в себя разделы ПИВР и ПТЭБ, либо поэтапно в виде отдельных документов;
  • Проект ПТЭБ разрабатывается на втором этапе с учетом выбора основного варианта режимов регулирования использования водных ресурсов
  • водохранилища в проекте (либо в утвержденных в
  • установленном порядке) ПИВР.

В соответствии с п. 6 Методических указаний по разработке Правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды России от 26.01.2011 №17, при раздельной поэтапной разработке проектов Правил использования водохранилищ проект ПТЭБ разрабатывается в течение трех лет с момента утверждения Правил использования водных ресурсов (далее — ПИВР).

  1. а) собственно проект нормативного документа (Правил, ПИВР, ПТЭБ);
  2. б) пояснительную записку, обосновывающую все основные положения и требования разработанного документа;
  3. в) подробные приложения, содержащие все исходные данные, использовавшиеся при разработке, а также результаты исследований и расчетов, выполнявшихся в ходе разработки.
  4. После приемки заказчиком проекта Правил (ПИВР, ПТЭБ), они подлежат согласованию с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

Для каскадов водохранилищ разработка проектов Правил осуществляется последовательно по направлению основного стока — от вышерасположенных водохранилищ к нижерасположенным, при этом при разработке Правил нижерасположенных водохранилищ учитываются изменения режимов речного стока, предусмотренные Правилами вышерасположенных водохранилищ.

Для групп водохранилищ, в которых

нижерасположенные водохранилища из-за недостатка регулирующей емкости не могут выполнять возложенные на них функции (в том числе по осуществлению специальных попусков) только за счет собственных ресурсов и используют дополнительную подачу воды из вышерасположенных водохранилищ, проекты Правил использования для всех водохранилищ разрабатываются одновременно с целью согласования режимов регулирования использования водных ресурсов.

Разработка правил использования водных ресурсов водохранилищ

  • 1)характеристики гидроузла, водохранилища либо каскада водохранилищ и их возможностей;
  • 2)основные характеристики водотока;
  • 3)состав и описание гидротехнических сооружений водохранилища;
  • 4)основные параметры водохранилища;
  • 5)требования о безопасности в верхнем и нижнем бьефах;
  • 6)водопользование и объемы водопотребления;
  • 7)порядок регулирования режима функционирования
  • водохранилища;
  • 8)порядок проведения работ и предоставления информации в области гидрометеорологии;
  • 9)порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища;
  • 10)приложения.
  1. а) физико-географические сведения о месторасположении гидроузла, образующего водохранилище, самого водохранилища;
  2. б) общее описание типа гидроузла и типа образуемого им водохранилища;
  3. в) сроки начала строительства и ввода в эксплуатацию (временную и постоянную), период начального заполнения водохранилища;
  4. г) перечень проектных организаций, разрабатывавших как первоначальный проект гидроузла и водохранилища, так и разрабатывавших проекты последующих реконструкций гидроузла и водохранилища с указанием места хранения проектной документации (при наличии);
  5. д) сведения о задачах создания водохранилища, содержащихся в первоначальном проекте гидроузла и водохранилища, и сведения о фактическом использовании водохранилища на момент начала разработки проекта Правил использования;
  6. е) в отношении существующих водохранилищ — перечень ранее действовавших нормативных документов, определявших режим использования водных ресурсов водохранилища в течение всего периода его, организации- разработчики проектов этих документов и органы исполнительной власти, утвердившие их;
  7. ж) карты-схемы расположения с указанием границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков, гидроузла и водохранилища с нанесением положения постов гидрометрической сети наблюдений за водным режимом водных объектов помещаются в раздел «Приложения».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector