ГлавнаяПроекты партииЧистая страна Вопросы экологии, защиты окружающей среды остаются одним из приоритетов России, так как напрямую влияют на состояние здоровья населения и качество жизни, особенно в крупных городах и промышленных центрах. Проект «Чистая страна» призван объединить усилия Партии, федеральных и региональных органов власти, профессиональных экологов, общественников, волонтеров, граждан России для наиболее эффективного решения экологических проблем, с которыми население сталкивается в повседневной жизни.
Впервые в Народную программу Партии вошел тематический блок, посвященный экологическому благополучию. Партия предлагает комплекс мер, который позволит уже в ближайшие пять лет существенным образом улучшить экологическую ситуацию в стране, вовлечь граждан в сохранение окружающей среды. Координатор Кобылкин Дмитрий Николаевич
Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Координатор федерального партийного проекта «Чистая страна»
Председатель Гордеев Алексей Васильевич
Председатель Общественного совета федерального партийного проекта «Чистая страна», заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
-
Адрианов Андрей Владимирович Вице-президент Российской академии наук
-
Белозеров Олег Валентинович Генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги»
-
Буцаев Денис Петрович
Генеральный директор ППК «РЭО» -
Волошин Дмитрий Владимирович Глава городского округа Химки, Секретарь местного отделения Партии городского округа Химки
-
Довлатова Елена Владимировна Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения
исполнительный директор -
Исмаилов Рашид Айдынович
Председатель Российского экологического общества -
Калинин Александр Сергеевич Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
- Катырин Сергей Николаевич
Президент Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации - Лебедев Андрей Владимирович
Директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Росатома - Никитин Глеб Сергеевич Секретарь Нижегородского регионального отделения Партии, Губернатор Нижегородской области
- Николаев Николай Петрович Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
- Путятин Даниил Петрович
Директор ФГБУ «ВНИИ Экология» - Радионова Светлана Геннадьевна
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Тацюн Мирон Васильевич
Президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) - Фетисов Вячеслав Александрович Председатель Общественного совета федерального партийного проекта «Детский спорт», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
- Цыганов Константин Анатольевич
Первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Шипелов Андрей Евгеньевич
Генеральный директор «РТ-Инвест»
Федеральный проект «Чистая страна»: в чем суть программы?
Проект «Чистая страна» – один из 11 национальных проектов в РФ. Проводится в рамках национального проекта «Экология».
Основная цель – очистить страну от того мусора и свалок, которые накапливались последние полвека. Задача не простая, если учесть, что основной способ утилизации отходов – их захоронение.
А пригодных полигонов ТКО не хватает. Из имеющихся площадей у подавляющего большинства истек срок эксплуатации.
Существование зловонных и стихийных свалок в стране, которые растянулись на многие километры, – это секрет Полишинеля. О них общеизвестно, сняты «тонны» материала, написаны тысячи разоблачительных статей. Но на этом все и заканчивалось.
В течение нескольких дней, максимум недели, внимание общественности переключалось на очередной скандал и сенсацию. Проблема конкретной свалки продолжала интересовать только относительно небольшое количество людей, который непосредственно от нее страдали. В целом проблемы не решались, а продолжались накапливаться.
В результате сложилась следующая ситуация:
- До 94% отходов продолжали утилизировать на полигонах, которых не хватало и не хватает до сих пор;
- Из существующих полигонов до 80% подлежат закрытию и консервации, поскольку им неоднократно всеми правдами и неправдами продлевались сроки эксплуатации;
- Дополняют непростую обстановку прекратившие работу предприятия – шахты, комбинаты, заводы, которые продолжают «фонить», являются источниками разных загрязнений.
Например, в Смоленске расположен прекративший работу завод, который выпускал ртутные градусники. Для его полноценной утилизации требуется миллионы рублей, но их не выделяют. Вот стоит заброшенный и заколоченный объект, который продолжает загрязнять почву, воду и атмосферу.
Таких объектов по стране – тысячи. Если всех их учесть вместе с несанкционированными свалками, полигонами, исчерпавших ресурс, картина выйдет апокалиптическая.
Как написано в титрах фантастического художественного фильма «Через тернии к звездам» – все кадры экологической катастрофы были взяты с планеты Земля.
Ну а поскольку фильм отечественный, то и кадры брались с просторов СССР, а при реставрации фильма – с РФ.
Так дальше продолжаться не могло. Для наведения порядка был разработан и внедрен в действие Федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология».
В целом программа достаточно амбициозная. Срок ее действия 7 лет – с 2017 по 2024 год. Но основные мероприятия начинаются с 2019 года. Сюда заложены и задачи по рекультивации земель, которые заняты под полигоны и свалки. Их планируется вернуть в хозяйственный оборот.
В целом паспорт федерального проекта «Чистая страна» предусматривает следующее:
- Устранить и ликвидировать около 200 несанкционированных свалок;
- Устранить и ликвидировать 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
- Увеличить почти на 4 000 Га общую площадь восстановленных земель, подверженных заражению или другому негативному воздействию.
Для справки! По результатам пятилетней программы «Чистая страна» планируется улучшить качество жизни свыше 28 млн россиян за счет ликвидации несанкционированных свалок.
План ликвидационных мероприятий, направленных на устранение несанкционированных свалок, которые выявлены по состоянию на январь 2018 года:
- 2019 – 16 шт;
- 2020 – 42 шт;
- 2021 – 76 шт;
- 2022 – 108 шт;
- 2023 – 146 шт;
- 2024 – 191 шт.
План ликвидационных мероприятий, направленных на устранение наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда:
- 2019 – 48 шт;
- 2020 – 57 шт;
- 2021 – 67 шт;
- 2022 – 74 шт;
- 2023 – 74 шт;
- 2024 – 75 шт.
То есть, если устранение несанкционированных свалок планируется по нарастающей, ликвидацию основного количества опасных объектов рассчитывают провести в первые три года. Запланированное финансирование в 124 млрд р. распределено следующим образом:
- из федерального бюджета – 77 млрд р.;
- из регионального бюджета – 47 млрд р.;
- внебюджетные средства привлекать не планируется.
Только в 2019 году из федерального бюджета на мероприятия в рамках проекта «Чистая страна» было потрачено 6 млрд р. Но участники программы столкнулись с реальными трудностями.
Паспорт федерального проекта «Чистая страна» (1746 Загрузок) Паспорт национального проекта «Экология» (13780 Загрузок) Информационные материалы о национальном проекте «Экология» (13978 Загрузок)
После того, как появился проект «Чистая страна», оказалось, что не все субъекты федерации смогут сразу принять в нем участие. Таких оказалось не мало – 85. В проектном офисе не только разработали подробную концепцию, но и выделили средства на необходимые мероприятия. Но многие регионы оказались не готовыми даже подготовить документацию для тех объектов, которые подлежат ликвидации.
Причина в том, что не везде на местах есть специалисты, которые способны квалифицировано выполнить такую работу по подготовке к ликвидации. Поэтому приходиться предварительно проводить обучение и консультации, чтобы оперативно включить все обозначенные проекты в ликвидационные мероприятия.
Несмотря на объективные трудности, отмечается, что уже в 2019 году свыше 1 млн россиян ощутили позитивные изменения в связи с ликвидацией несанкционированных свалок и опасных объектов. Удалось провести рекультивацию в 12 регионах, в которых восстановлено свыше 290 га земель.
Восстановительные мероприятия завершены на 33 объектах
Власти решили заменить «Чистую страну» на «Генеральную уборку» — РБК
Власти решили не продлевать действие проекта «Чистая страна», нацеленного на ликвидацию несанкционированных свалок, а заменить его более масштабным — «Генеральная уборка». В 2022–2024 годах на новый проект выделят ₽20 млрд
Павел Лисицын / РИА Новости
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Константин Цыганов предложил правительству не продлевать действие федерального проекта «Чистая страна», который нацелен на уменьшение экологического ущерба из-за захоронения твердых бытовых отходов и рассчитан до конца 2024 года, а вместо него включить в национальный проект «Экология» более масштабный проект — инициативу социально-экономического развития «Генеральная уборка».
С этим предложением уже согласилась профильный вице-премьер Виктория Абрамченко. Об этом говорится в протоколе совещания о продлении сроков реализации нацпроекта «Экология», которое состоялось 31 августа под ее руководством. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердила представитель Абрамченко Марта Галичева.
По словам Галичевой, правительство готовит предложения по продлению национального проекта «Экология» до 2030 года.
В 2024 году завершатся мероприятия федерального проекта «Чистая страна», все показатели которого будут успешно выполнены, и граждане почувствуют реальный экологический эффект, уверяет она.
А появление в нацпроекте «Генеральной уборки» после 2024 года позволит охватить все больше объектов для последующей рекультивации не только на суше, но и в водных объектах.
Абрамченко поручила главе Минприроды Александру Козлову проработать перечень целей и показателей экологических федеральных проектов, включая «Генеральную уборку», до 2030 года. РБК направил запрос в пресс-службу Минприроды.
Почему решили заменить «Чистую страну»
Президиум совета при президенте по стратегическому развитию утвердил паспорт нацпроекта «Экология», в который входит «Чистая страна» наряду еще с десятью направлениями, в конце 2018 года. Сроки их реализации — с 1 октября 2018 года до 31 декабря 2024-го.
К этому времени в рамках мероприятий «Чистой страны» надо ликвидировать 191 несанкционированную свалку в границах городов (из них 76 до конца 2021 года и еще 115 — в 2022–2024 годах), выявленных к началу 2018 года, и рекультивировать земельные участки, на которых они находились.
Кроме того, планировалось уничтожить 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда (затем их число выросло до 88) и создать по всей стране систему общественного контроля, направленную на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
К таким объектам относятся свалки, полигоны, пруды-отстойники, отвалы горных пород и другие «горячие точки» отходов.
Финансирование нацпроекта «Экология» оценивалось в 4,04 трлн руб. (из них 3,2 млрд руб. — из внебюджетных источников), из которых на «Чистую страну» планировалось потратить 124 млрд руб.
Еще один федеральный проект — «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (296,2 млрд руб.
), также входящий в нацпроект «Экология», — необходим для создания инфраструктуры обработки и утилизации отходов.
Среди его целей — увеличение доли твердых коммунальных отходов (ТКО), направленных на утилизацию, с 1 до 22,8% в 2021 году и до 36% — в 2024 году, а доля переработки ТКО должна вырасти с 3 до 38% и 60% соответственно.
Но в сентябре 2020 года аудиторы Счетной палаты назвали ситуацию с мусорными полигонами в России «близкой к критической». По их оценкам, уровень переработки отходов не превышал 7%, а свыше 90% по-прежнему отправлялось на полигоны и свалки.
Аудиторы также указали, что нацпроект «Экология» охватывает 8323 свалки в российских регионах, в том числе 916 на территории городских округов, а проект «Чистая страна» предусматривает ликвидацию только 191, то есть более 700 свалок в границах городов сохранятся в случае реализации его целей.
Поэтому в Счетной палате предложили правительству проконтролировать реализацию регионами шагов по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в «Чистую страну».
В скором времени после выхода этого отчета глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, который отвечал за реализацию этого нацпроекта, был отправлен в отставку, а его место занял Александр Козлов.
Галичева говорит, что «Чистая страна» стала фактически предвестником более глобального проекта «Генеральная уборка».
Что предусматривает новый проект
Летом 2021 года Абрамченко объявила о запуске в России «генеральной уборки» объектов загрязнений окружающей среды на суше и на море, в том числе связанных с затонувшими кораблями.
Она напомнила, что после поездки премьера Михаила Мишустина в регионы Дальневосточного федерального округа в августе 2020 года уже начата работа по расчистке так называемого кладбища кораблей: «Проблема копилась десятилетиями.
Почему-то было принято считать затопление корабля нормальным видом утилизации, но это недопустимо».
«Генеральная уборка» изначально вошла в список 42 стратегических инициатив, утвержденных правительством в октябре 2021 года.
«Все эти инициативы нужны для более эффективного достижения национальных целей, которые были определены главой государства на ближайшие десять лет, а также на решение задач из послания Федеральному собранию», — сказал тогда Мишустин.
Национальные цели, утвержденные указом Путина, предполагают сортировку уже 100% ТКО и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза к 2030 году.
Новый проект предполагает «тотальную уборку» на суше и море, поясняла Абрамченко. По ее словам, задачи «Генеральной уборки» значительно шире, чем проектов, входящих в нацпроект «Экология». «Мы уже завершили тотальную инвентаризацию объектов. Удалось собрать информацию о 29 тыс.
таких объектов, это почти 2 тыс. свалок и бывших промышленных площадок, которые находятся в непосредственной близости к населенным пунктам, 258 затонувших кораблей, которые мешают судоходству и находятся в акваториях бухт, а 79 из них каждый день видят жители приморских городов. И 26 тыс.
заброшенных скважин», — рассказала она.
Результаты инвентаризации будут собраны в реестр, затем власти проведут оценку влияния каждого объекта на окружающую среду. «Исходя из этих приоритетов мы начнем ликвидацию, запустим экологическую диспетчерскую. И к 2030 году мы исключим влияние таких «горячих точек» на качество жизни и здоровье граждан и на окружающую среду», — пообещала вице-премьер.
В 2022–2024 годах на «Генеральную уборку» будет выделено 20 млрд руб., из них в 2022-м — 4 млрд руб.
В этом году власти планируют поднять и утилизировать 68 кораблей на Камчатке, Сахалине, в Магаданской области, Хабаровском и Приморском краях, а к 2024-му — в общей сложности 213 судов.
К тому же в этом году будет ликвидировано 60 наиболее опасных скважин (в том числе нефтегазовых), а к концу 2024 года — 500.
Начиная с 2025 года на новый проект помимо федерального финансирования будут использоваться средства, поступающие от экологических платежей, рассказала представитель Абрамченко, не назвав их размер.
Штрафы за ущерб окружающей среде, которые платят предприятия, станут «окрашенными», то есть будут направляться только на экологические проекты, со следующего года в соответствии с новым законом об ответственности собственников таких объектов.
«Впервые в российской истории платежи от влияния на экологию становятся «окрашенными» и пойдут исключительно на экологическую реабилитацию регионов», — заключила Галичева.
Федеральный проект «Чистая страна»
Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» органам исполнительной власти поручено к 2024 году ликвидировать свалки и рекультивировать территории, на которых они размещены, и прежде всего выявленные на 01 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов.
Все свалки и полигоны, которые не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), являются несанкционированными, должны быть выведены из эксплуатации, ликвидированы, а занятые ими земли рекультивированы и возвращены в хозяйственный оборот.
Федеральным законом от 03 июля 2016 г.
№ 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены правом проводить выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
К ОНВОС отнесены территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 г. № 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которые вступили в силу 14 мая 2018 г.
В рамках подпрограммы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» (приоритетный проект «Чистая страна») Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из средств федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического вреда.
Правила предоставления и распределения субсидий установлены Приложением № 6 к Государственной программе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. № 790 утверждены «Критерии отбора проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба».
Пунктом 1 статьи 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что ликвидация накопленного вреда осуществляется на объектах, включенных в государственный реестр ОНВОС.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление объектов накопленного вреда осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления посредством инвентаризации и обследования территорий, на которых расположены объекты размещения отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:
- объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;
- площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;
- уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;
- наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;
- количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;
- количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
Все эти сведения должны быть отражены в акте обследования объекта накопленного вреда.
Правила ведения государственного реестра ОНВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 445.
После включения в государственный реестр объекты категорируются в соответствии с установленными критериями, утвержденными приказом Минприроды России от 04 августа 2017 № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке».
Учитываются объем и масса накопленных отходов, площадь загрязненной территории, количество населения, на которое оказывается негативное влияние отходов, наличие опасных веществ на объекте и другие факторы.
Отбор проектов для участия в Приоритетном проекте «Чистая страна», на которых накопленный вред подлежит ликвидации в первоочередном порядке, производится с учетом установленной категории объектов.
Для участия в приоритетном проекте «Чистая страна» объекты должны отвечать следующим критериям:
- не иметь собственника в виде юридического или физического лица (бесхозяйный объект);
- находиться в публичной собственности (собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, в неразграниченной государственной собственности).
- Финансирование мероприятий приоритетного проекта осуществляется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов в соотношении 94, 1, и 5% соответственно.
- Таким образом, для участия в конкурсном отборе проектов по ликвидации накопленного экологического вреда в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» прежде всего объект должен быть включен в государственный реестр ОНВОС.
- Для этого муниципальным образованиям необходимо подготовить и направить заявку в минприроды Ставропольского края о включении несанкционированной свалки или полигона в государственный реестр ОНВОС. К заявке приложить следующие документы:
-
Акт обследования объекта накопленного вреда, составленный в соответствии с пунктом 2 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Комиссии необходимо провести инвентаризацию и обследование территории, на которой расположен объект размещения отходов, о чем составить акт с подробным описанием места расположения, площади, принадлежности земельного участка, сроков эксплуатации, состава и объемов накопленных отходов, категории земель и виде разрешенного использования, сведениями о количестве населения, испытывающего негативное воздействие объекта, особенностей расположения объекта, наличия в непосредственной близости социально значимых, жилых и других строений, водных объектов, особо охраняемых природных территорий, вероятности возникновения экологических рисков и др.
-
Заполненные формы «Состав сведений и документации информационной базы государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» и «Уровень экологических рисков, связанных с наличием объекта накопленного экологического ущерба» для проведения категорирования объекта (формы «Состав сведений» и «Критерии» для скачивания размещены в разделе «Приоритетный проект «Чистая страна»).
-
Копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
-
Копии протоколов и результатов мониторинга или инженерных изысканий, подтверждающих уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, при их наличии.
Документы направлять в минприроды Ставропольского края на бумажном носителе и в электронном виде (в формате Word и скан-образы документов) на адрес электронной почты katomicheva@mpr26.ru.
Необходимо указать контактное лицо, ответственное за предоставление сведений, его телефон и адрес электронной почты.
Подготовленные заявки от имени Правительства Ставропольского края будут направлены в Минприроды России. Заявка рассматривается Росприроднадзором в течение 30 дней.
После включения объекта в государственный реестр ОНВОС муниципальному образованию своими силами необходимо разработать проектно-сметную документацию на проведение работ по ликвидации (рекультивации) свалки, получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы, проводимой Росприроднадзором, и экспертизы сметной достоверности.
В составе заявки на проведение государственной экологической экспертизы необходимо представить протокол проведения общественных слушаний по проекту.
Подготовленный пакет документов с пояснительной запиской к проекту направляется в минприроды Ставропольского края (в формате Word и скан-образы документов). В бюджете муниципального образования должны быть предусмотрены средства для софинансирования мероприятия на соответствующий период.
Мероприятие будет включено в государственную программу Ставропольского края «Охрана окружающей среды», после чего заявка от имени Правительства Ставропольского края будет направлена в Минприроды России.
Срок рассмотрения заявки – 30 дней.
Контакты:
Отдел анализа состояния окружающей среды и долгосрочных программ и планов
(8652) 94-73-18
Федеральный проект «Чистая страна»
Отдельной и приоритетной темой для обсуждения по прежнему остается проект «Чистая страна» (протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. № 12 утвержден паспорт данного проекта).
- Уменьшение экологического ущерба, причиняемого захоронениями ТБО;
- Снижение экологических рисков, связанных с объектами накопленного экологического ущерба (загрязненные территории, в том числе бесхозные, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности);
- Создание интерактивной информационной системы, которая обеспечит выявление и ликвидацию несанкционированных свалок мусора на основании сообщений граждан и общественных организаций.
- План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1082-р)
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 г.) (природопользование и охрана окружающей среды)
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.) (задачи по предотвращению и снижению текущего негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем)
- Паспорт приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов»
Согласно проекту, планируется строительство четырех объектов по термическому обезвреживанию ТКО в Московской области и одного в Республике Татарстан.
К 2023 году ожидается снижение объёмов размещения отходов на свалках в Московской области на 30% за счет работы мусоросжигательных заводов. В Казани планируется достичь модели «нулевого захоронения».
Предполагается, что подобные меры способны улучшить экологические условия проживания для 23 млн человек.
В случае успеха подобная модель утилизации отходов может быть утверждена в других крупных городах России.
Помимо переработки отходов данные заводы будут производить электроэнергию в размере 2.68 млрд кВт•ч в год, более того — в результате реализации проекта должен сократиться объём выбросов парниковых газов примерно на 840 тыс. т СО2-эквивалента в год.
Планируется восстановить и рекультивировать около 1,5 тыс. га земель, подверженных негативному влиянию объектов накопленного экологического ущерба, что само по себе улучшит условия проживания для 4,3 млн человек к 2025 году.
В паспорте проекта указано, что создаваемые производственные мощности будут полностью экологически безопасными, однако жители территорий, на которых планируется размещение заводов, выступают против, так как опасаются сжигания на них накопленных отходов, в том числе опасных, без сортировки.
Данная программа предполагает применение термического обезвреживания отходов, несмотря на то, что оно является наименее приоритетным в силу закона (п. 2 ст.
3 89-ФЗ), а соответственно — противоречит основным направлениям государственной политики в области обращения с отходами (на что в свою очередь уже указали члены СПЧ).
Более того, перед разработкой проекта не было проведено сравнение эффективности и степени воздействия на окружающую среду сжигания отходов и такой альтернативы, как, например, прессование и временное захоронение отходов (до создания необходимой инфраструктуры по сортировке и переработке). Эти факты также планируется отразить в рекомендациях СПЧ.
Срок реализации проекта – с января 2017 года по 2025 год (включительно).
Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Государственное управление ресурсами Экология (139062) — На шаг ближе к «Чистой стране»
Минприроды подвело предварительные итоги реализации в России в 2021 году федерального проекта «Чистая страна», который является частью национального проекта «Экология».
Его ключевая цель — снизить экологический ущерб, связанный с захоронением твердых коммунальных отходов, уменьшить вред для окружающей среды от уже накопленных свалок, а также создать информационную систему выявления несанкционированных свалок мусора на основании сообщений граждан и общественных организаций.
Работа ведется с 2017 года, завершение проекта запланировано на конец 2024 года. Его общая стоимость может составить около 160 млрд руб., причем объем финансирования из федерального бюджета составит порядка 120 млрд руб.
В 2021 году в рамках федерального проекта «Чистая страна» планировалось провести работы по рекультивации 22 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в 15 субъектах страны. Процесс рекультивации традиционно проходит в несколько этапов.
На первом из них тело полигона выравнивается и стабилизируется, затем налаживается система дегазации, а также сбора и удаления фильтрата. В конце создается защитный экран. В рамках второго этапа на территории закрытых и специально обработанных свалок в подготовленный грунт высаживаются растения.
По итогам 2020 года было ликвидировано 12 несанкционированных свалок в границах городов и 10 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Мусору не место на полигонах
Как сообщили BG в министерстве, одним из ключевых результатов работы в рамках приоритетного проекта в 2021 году стало завершение ликвидации трех полигонов Московской области — «Царево» (городской округ Пушкинский, закрыт в 2017 году), «Вальцово» (Ступино, закрыт в 2014 году) и «Слизнево» (Наро-Фоминский, закрыт в 2013 году). Общий объем накопленного на этих объектах мусора превышал 5 млн кубометров. В Минприроды сообщили, что всего до конца года в России будут ликвидированы 22 опасных объекта. Всего на территории Московской области расположено 39 полигонов твердых коммунальных отходов, из которых в федеральный проект «Чистая страна» включено 27.
В целом итогом реализации федерального проекта «Чистая страна» к концу 2024 года станет ликвидация в городах 191 несанкционированной свалки. Также предстоит устранить не менее 88 наиболее опасных объектов. Работа ведется в 63 субъектах России, будет восстановлено 3,5 тыс.
га земель, ранее подверженных негативному воздействию. Это не только свалки, но и полигоны, пруды-отстойники, отвалы горных пород и другие скопления отходов.
В период 2018–2020 годов уже было ликвидировано 86 объектов, из них 67 исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Ядовитое наследие
Одной из наиболее острых проблем в борьбе за чистоту окружающей среды помимо ликвидации накопленных твердых коммунальных отходов является работа с опасными отходами промышленных предприятий. Такими как шламонакопитель «Белое море» на территории завода «Капролактам» (город Дзержинск), где на протяжении многих лет складировались промышленные отходы Нижегородской области.
Свое название он получил за гигантские размеры (площадь — 55 га, проектная мощность — более 6 млн кубометров) и цвет стекавшегося туда шлама хлорных производств «Капролактама» — белой с желтоватым оттенком пастообразной массы. Накопитель был построен в 1973 году и к началу 2010-х заполнен на 97%, причем 93% этого объема приходилось еще на времена СССР.
Сейчас на объекте выполнена техническая рекультивация: уложен песок, бентонитовые маты, геомембрана, геотекстиль, растительный грунт и биоматы. Ликвидирован пруд-отстойник, откачана вода, пруд засыпан песком и укрыт геосинтетическими материалами.
В дальнейшем работа с законсервированным объектом будет заключаться в мониторинге подземных и поверхностных вод, а также контроле за состоянием травяного покрова.
Помимо этого в Нижегородской области был ликвидирован еще один опасный объект — один из самых крупных в Европе полигонов твердых коммунальных отходов «Игумново» площадью более 40 га (был оборудован в 1983 году, закрыт — в 2012-м).
Его ключевой проблемой стали постоянные пожары, перешедшие в 2000-х годах в непрерывное горение, дым от которого распространялся на расположенные рядом населенные пункты. При этом тушение огня затруднял образующийся свалочный газ, объемы которого к моменту закрытия объекта оценивались более чем в 3 млн кубометров.
Но главное, из-за нарушения технологии захоронения и отсутствия подстилающей гидроизоляции систематически происходили выбросы загрязняющих веществ в водные объекты и подземные воды. Так что основная задача рекультивации полигона состояла в том, чтобы прекратить попадание сточных вод в грунт.
В результате помимо обычных мероприятий по формированию тела полигона и укрытия его геосинтетическими материалами и биоматами было смонтировано оборудование очистной станции загрязненных сточных вод, уложены трубы пассивного газосбора, дренажной и напорной канализации, построена канализационная насосная станция, возведено здание модульной локальной очистной обратноосмотической станции, проведены пусконаладочные работы на станции. По оценке региональных властей, стоимость работ по ликвидацию обоих нижегородских опасных объектов составила порядка 43 млн руб. на 1 га площади полигона и шламонакопителя.
Опасное соседство
Еще одним важным шагом в реализации проекта «Чистая страна» стало досрочное завершение работы в другом больном месте — на масштабной свалке в Челябинске, которая работала в течение 70 лет.
Несмотря на то что потенциал объекта был исчерпан еще в 1980 году, он принимал мусор еще почти 40 лет, до 2018 года. Полигон объемом более 17 млн кубометров располагался непосредственно в черте города.
Это сильно осложняло работы по рекультивации, которые велись с 2019 по 2021 год. Свалка находилась менее чем в 1 км от жилых построек и в 2 км от реки Миасс.
Челябинская свалка стала крупнейшим по площади рекультивации объектом в России, на который было потрачено около 4,2 млрд руб. Но благодаря этому в полезное использование вернулась территория площадью почти 75 га, выбросы вредных веществ в атмосферу города сократились на 30%, и полностью прекратились сбросы вредного фильтрата в реку Миасс.
Но, несмотря на успехи экологической программы, еще многое только предстоит сделать. Например, одним из наиболее масштабных проектов по рекультивации бывших промышленных зон станет территория завода ОАО «Усольехимпром» в одном из старейших городов Приангарья — Усолье-Сибирском.
Ситуацию вокруг химического предприятия, запущенного в 1936 году, а в 2000-х попавшего в руки недобросовестных собственников (ООО «Усолье-Сибирский силикон» и ООО «Усольехимпром», признаны банкротами в 2016 году), глава Росприроднадзора Светлана Радионова сравнивала с «экологическим Чернобылем».
В советские времена завод отравлял окружающую среду нефтяными и ртутными отходами, а в предпоследние годы своей работы выпускал поликристаллический кремний и продукцию для солнечных батарей. В 2018 году на площадке произошла утечка химически опасных веществ из одной из цистерн, оставшихся от производства, содержимое которых неизвестно.
В ноябре того же года в Усолье-Сибирском ввели режим ЧС из-за угрозы утечки ядохимикатов. На текущий момент на территории завода проведена оценка накопленного вреда окружающей среде, уже более года там ведет работу Федеральный экологический оператор. Первоочередным этапом рекультивации стала ликвидация скважин рассолопромысла с ядовитыми отходами.
Как сообщала пресс-служба правительства Иркутской области, также были перезатарены 17 аварийных емкостей с химическими веществами, локализована подземная нефтяная линза вблизи реки Ангары, установлены противофильтрационная завеса и локальные очистные сооружения для ликвидации угрозы залпового выброса нефтепродуктов в реку.
Демонтированы наземная часть и фундаменты цеха ртутного электролиза, по его периметру установлена противофильтрационная завеса. На данный момент разрабатывается проект комплексной рекультивации территории комбината. Полностью завершить работу на этой площадке планируется в 2024 году.
К этому же сроку предполагается закрыть еще один важный пункт в списке объектов, ждущих рекультивации,— полигон «Красный Бор» в Тосненском районе Ленинградской области, который с 1969 года принимал промышленные токсичные отходы первых четырех классов опасности с промышленных предприятий СССР, а также прибалтийских и среднеазиатских республик. Они размещались в картах-накопителях токсичных отходов с системой дренажных канав. На данный момент на полигоне размещено 1,7 млн тонн промышленных токсичных отходов. По расчету создателей, расположенные под полигоном мощные толщи кембрийских глин (80–110 м) не должны были позволить ядовитым веществам приникать вглубь и менять состав подземных вод. Взятые рядом с полигоном пробы действительно не выявили проникновения опасных веществ за пределы «Красного Бора». Свою работу комплекс площадью более 67 га остановил только в конце 2014 года. За ближайшие годы там будет создана защитная завеса шириной 5 м и глубиной до 10 м, что обеспечит полную герметичность территории. Выделяемую из почвы, содержащей опасные вещества, воду соберут и отправят на очистку, после которой она будет иметь высший, рыбохозяйственный класс чистоты. В свою очередь, содержимое картов после специальной обработки станет техническим грунтом с пятым классом опасности, которым заполнят образовавшиеся котлованы.
Сейчас, уточнили в Минприроды, разработана проектная документация по двум этапам (создание противофильтрационной эшелонированной завесы вокруг полигона и инфраструктуры для обезвреживания содержимого открытых карт и рекультивация территории полигона).
Оба этапа уже прошли государственную экологическую экспертизу, теперь предстоит пройти государственную экспертизу проектной документации. Также уже завершились пилотные испытания на опытно-промышленной установке по переработке содержимого открытых карт.
Как поясняли разработчики проекта рекультивации, впоследствии на территории «Красного Бора» можно будет создавать новые промышленные производства.
Ирина Салова