Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку 1. 44 ФЗ несостоявшийся аукцион2. Аукцион признан несостоявшимся3. Сроки несостоявшегося аукциона4. Протокол несостоявшийся аукцион5. Видео-инструкция несостоявшийся аукцион
На практике встречаются случаи, при которых проведение электронных торгов не может состояться по причинам указанным в законодательстве. На основании ст 66-69 44 ФЗ происходит регламентация процедуры проведения аукциона. В данной норме прописан общий порядок организации проведения процедуры торгов на ЭТП. Мы оказываем помощь в прохождении аккредитации на электронных площадках.
Но все же при признании аукциона несостоявшимся может происходить заключение и подписание договор с одним из участников или можно будет проводить торги повторно, но уже в другой форме.
1. 44 ФЗ несостоявшийся аукцион
С каждым годом происходит все больше и больше внесений изменений и поправок в действующие законы под номерами 44 и 223 ФЗ. Например, в 2014 году были внесены изменения в 498 ФЗ и в ст 25 44 ФЗ, в рамках которых происходило рассмотрение вопроса в связи с несостоявшейся процедуры торгов.
Когда случается, что на площадке рассматривалась единственная заявка участника, то можно сказать о том, что данный участник будет выбран в качестве победителя. Одной из особенностей данной процедуры будет являться действие по признанию аукциона несостоявшимся, если допуск был получен только одним участником.
Но при этом заказчиком может принять решение о заключении контрактного соглашения с единственным участником. Стоит обращать внимание на то, при каких условиях происходит совершение процедуры подписания договоров. Подписать его можно лишь с тем участником торгов, заявка которого носит соответствие установленным требованиям.
Процедура по рассмотрению единственной заявки происходит за 10 минут после того, как начинается аукцион и когда поставщик уже подал предложение о стоимости, согласно ч 20 ст 68 44 ФЗ. Обязательно данное предложение обязано быть на 0,5% меньше НМЦК.
Также аукцион признается несостоявшимся, если ни одна из поданных заявок не носит соответствия необходимым требованиям. Тогда заказчик сможет поменять вид процедуры торгов на запрос предложений.
2. Аукцион признан несостоявшимся
При возникновении ситуации, когда на основании 44 ФЗ, не было подано ни одной заявки, тогда этот аукцион будет носить статус несостоявшегося. При этом можно будет организовать повторную процедуру закупок, которая будет регулироваться статьями 44 ФЗ.
Такая же ситуация может произойти, если участник отказался от заключения договора по выполнению заказа по этому аукциону.
Хотите получить помощь по комплексному тендерному сопровождению ?
Для этого оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся!
Получить бесплатную помощь Когда не подается ни одной заявки на аукцион или они не носят соответствие закону, то заказчику не с кем будет заключать контракт.
Но заказчик может не проводить повторной закупки, об этом гласит ч 4 ст 74, на основании этого имеется возможность на изменение процедуры торгов и он может провести запрос предложений. Но предмет закупки должен остаться прежним. Сроки осуществления аукциона и цену менять не желательно.
Заказчик направляет приглашение на участие только участникам, с которыми возможно последующее заключение контракта. Одним из самых главных требований будет являться наличие положительного опыта сотрудничества по итогу проведенных закупок.
Чтобы избежать возникновения признания аукциона несостоявшимся рекомендуется обратиться за комплексным сопровождением.
Наш “Центр” предоставляет услугу по комплексному сопровождению и помогает при участии в аукционах на всех этапах, от поиска интересной закупки, передачи всей необходимойаукционной документации на ЭТП для принятия участия в закупке и до одержания победы в ней.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Что делать, если закупка не состоялась
В статье 52 Федеральной контрактной системы указано, сколько оснований теперь для признания закупок несостоявшимися — с 1 января 2022 года таких оснований шесть. Они общие для всех электронных торговых процедур.
Закупку признают несостоявшейся, если (ч. 1 ст. 52 44-ФЗ):
- Подана только одна заявка на участие в торгах.
- Только одно предложение соответствует требованиям извещения.
- На участие в заказе не подано ни одного запроса.
- Закупочная комиссия отклонила все предложения.
- Все участники признаны уклонившимися от заключения контракта.
- Заказчик отказался от заключения госконтракта с единственным участником или с поставщиком, который подал единственную соответствующую заявку (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ).
По правилам, если участник электронного аукциона не подавал ценовые предложения, он не участвует в торгах. А если и другие потенциальные поставщики не предлагали свои товары, работы, услуги или же предложение подал только один исполнитель, то процедуру признают несостоявшейся.
В ч. 8 ст. 16 Федеральной контрактной системы поясняется, если закупка не состоялась, нужно ли вносить изменения в план-график: все зависит от того, что решит по процедуре заказчик. Если хотите изменить условия закупки, к примеру предмет заказа или финансирование, то скорректируйте план. Если же собираетесь проводить повторную процедуру на тех же условиях, то менять план не надо.
Что делать, если торги не состоялись
В ст. 52 разъясняется, что делать, если аукцион не состоялся и не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, — такой же порядок действий для электронного конкурса (ч. 2 ст. 52 44-ФЗ).
Приведем пошаговую инструкцию.
Шаг 1. В течение 1 часа после окончания подачи заявок оператор направляет заказчику заявку (все их части), информацию и документы от поставщиков (п. 2, 3, 9 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).
Шаг 2. В п. 2 ч. 2 ст. 52 определено, через сколько рабочих дней контролер рассмотрит проект контракта после несостоявшейся закупки — в течение 2 рабочих дней со следующего дня после окончания подачи запросов, но не позднее даты подведения итогов по извещению. В течение этих двух дней:
- Члены комиссии рассматривают информацию и документы от оператора и принимают решение о соответствии или отклонении предложения поставщика. Основания для электронного конкурса — ч. 5, 12 ст. 48 Федеральной контрактной системы. Основания для электронного аукциона — п. 1–8 ч. 12 ст. 48 ФКС.
- Заказчик формирует итоговой протокол на электронной площадке.
- Каждый участник комиссии подписывает итоговый протокол своей усиленной электронной подписью. После подписания всеми членами комиссии протокол подписывает заказчик своей усиленной электронной подписью.
- После подписания протокола заказчик направляет его оператору электронной площадки.
- Оператор в течение 1 часа после получения протокола размещает его в ЕИС и публикует информацию в соответствии с пп. «а», «е» п. 1 ч. 1 ст. 43 ФКС (ч. 16 ст. 48 ФКС).
В протоколе указывают дату подведения итогов процедуры, принятое решение каждого члена комиссии по предложению, порядковый номер заявки, сведения о признании закупки несостоявшейся и другие сведения (п. 1, 2, 4–7 ч. 17 ст. 48 44-ФЗ).
Если заказчик проводил электронный конкурс и он не состоялся из-за подачи всего лишь одного предложения, то проводить анализ по критериям оценки предложений не надо.
Участник торгов вправе направить запрос по итоговому протоколу после его размещения в ЕИС.
Шаг 3. Теперь у заказчика есть возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если аукцион не состоялся в 2023 году — по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.
Причем вы вправе заключить госконтракт как с единственным участником торгов, если его предложение соответствует условиям извещения, так и с любым другим единственным поставщиком, даже если он не участвовал в торгах.
До 1 апреля 2023 года госконтракт с участником закупки по п. 25 ч. 1 ст. 93 заключается без использования ЕИС и электронной площадки (ч. 8 ст. 52, ч. 4 ст. 8 44-ФЗ). С 01.04.2023 такие контракты надо заключать только с использованием ЕИС.
Кроме того, заказчик вправе провести новую закупку: после признания закупки несостоявшейся, когда можно повторно закупать товар, в статье 52 конкретно не указано (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ).
Но вы вправе проводить повторные торги в сроки, предусмотренные Федеральной контрактной системой. Если вносить изменения в план-график не потребуется, то объявляйте новую процедуру хоть в этот же день.
Если все же вносили изменения в план-график, то придется подождать один день и потом размещать извещение в ЕИС (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Какие последствия для электронного конкурса
Если конкурс признали несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок, то действуйте в порядке, описанном в ч. 3 ст.
52 Федеральной контрактной системы: получите документы от оператора, рассмотрите предложения от потенциальных поставщиков, составьте и опубликуйте итоговый протокол.
Вы сможете объявить новую закупку или заключить госконтракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Если же конкурсную процедуру признали несостоявшейся по результатам рассмотрения вторых частей заявок, то комиссия не оценивает квалификацию участников закупки и ценовые предложения (ч. 5 ст. 52 ФКС). Если единственное предложение соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.
Когда на конкурс не поступило ни одного предложения, сформируйте итоговый протокол на электронной площадке. Включите в него дату подведения итогов и информацию о признании конкурса несостоявшимся. Подпишите электронной подписью и направьте оператору. После этого вы вправе объявить новую закупку или же заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 (ч. 7, 8 ст. 52 ФКС).
Какие последствия для электронного аукциона
В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:
- Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
- Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
- Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.
Какие последствия для электронного запроса котировок
Когда в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заключите госконтракт с единственным исполнителем по п. 25 ч. 1 ст. 93 ФКС (ч. 6 ст. 52).
Из норм ч. 7, 8 ст.
52 Федеральной контрактной системы понятно, что делать, если запрос котировок не состоялся — не подана ни одна заявка или все предложения отклонены: проведите новую конкурентную процедуру или заключите контракт с единственным исполнителем по п. 25 ч. 1 ст. 93 ФКС. Если все участники уклонились или вы сами отказались от госконтракта с единственным допущенным исполнителем, то поступайте по аналогии.
Несостоявшиеся торги: как заключить госконтракт | Контур.Закупки
С вступлением в силу с 1 января 2022 года нововведений осуществлять государственные закупки стало проще и доступнее, в частности, для субъектов малого и среднего предпринимательства: сократились сроки оплаты, усовершенствовался электронный документооборот, процедуры закупок претерпели изменения.
Наряду с возросшим числом выставленных госзаказов, тем не менее, доля несостоявшихся закупок по-прежнему остается высокой. Так, по итогам второго квартала 2022 года несостоявшимися признаны 179 тысяч тендеров на сумму 394,2 млрд. рублей, причем, большая часть из них представляется электронные аукционы.
Ранее такие тендеры необходимо было дублировать и искать поставщиков заново, теперь заключение контракта стало возможным провести напрямую.
Какая закупка будет признана несостоявшейся?
Известно, что закупки могут быть признаны несостоявшимися, недействительными и отменёнными. Несостоявшимся признается тендер, в ходе которого не было произведено конкурентного состязания между участниками.
Недействительным признается тендер, в ходе проведения которого были допущены нарушения норм Федерального закона и (или) Гражданского кодекса.
Отменённым тендер становится либо по предписанию контролирующего органа, либо по каким-либо причинам по воле заказчика.
На основании части 1 статьи 52 Федерального закона 44-ФЗ закупка признается несостоявшейся по следующим причинам:
- ни одной заявки не было подано
- подана только одна заявка
- из числа поданных заявок признана соответствующей требованиям только одна заявка
- все поданные заявки были отклонены комиссией
- победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от заключения контракта
- заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником по законным основаниям
Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?
В случае признания закупки несостоявшейся возможно выполнение следующих действий:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Заключение госконтракта с единственным участником тендера.
- Размещение нового госзаказа при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.
- Поиск поставщика и заключение госконтракта без проведения торгов при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.
В случае поступления хотя бы одной заявки, которая отвечает требованиям тендера, дальнейшие действия разнятся от вида закупки:
- При проведении конкурса – проверяют остальные части заявки. И по итогам заключается контракт с единственным участником
- При проведении аукционов – сразу переходят к заключению контракта без проведения торгов
- При запросе котировок – по итогам рассмотрения заявок заключают контракт
В случаях, когда не было подано ни одной заявки, либо от сделки отказался заказчик, либо все участники уклонились от подписания контракта, возможно:
- Проведение закупки повторно
- Заключение контракта без проведения торгов (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ).
Если была подана только одна заявка
В случае поступления по заказу только одной соответствующей требованиям заявки, возможно подписание контракта с единственным участником тендера. В некоторых случаях придётся получать разрешение контролирующих органов.
Такую сделку оформляют только по тем условиям, которые были прописаны в извещении о проведении закупки. На этапе заключения контракта изменять условия сделки нельзя.
При наличии разницы между ценой контракта и ценой предложения разрешено повысить объём закупки на соответствующую сумму (п. 2 ч. 2 ст. 51 №44-ФЗ).
После подписания соглашения позволяется внесение изменений в контракт при наличии веских оснований.
В случаях, когда не требуется получение разрешения контролирующего органа на заключение госконтракта с единственным участником тендера, подписание контракта по итогам электронных торгов проходит в обычном режиме в течение 9 рабочих дней, из числа которых:
- 2 дня отводится на оформление заказчиком проекта договора
- 5 дней – на ознакомление и подписание контракта участником
- 2 дня – на подписание контракта заказчиком
По итогам проведения запросов котировок подписание госконтракта проводится за 3 рабочих дня:
- 1 день – на оформление заказчиком проекта договора
- 1 день — на подписание контракта участником
- 1 день — на подписание контракта заказчиком
В случаях, когда требуется получение разрешения контролирующего органа – добавляется ещё один этап между подписанием контракта поставщиком и заказчиком. В этом случае, заказчик подписывает контракт после получения одобрения и срок подписания контракта берет отсчёт со дня, следующего за днём получения этого одобрения.
Если ни одной заявки не было подано
На основании ч.8 ст.
52 №44-ФЗ в случаях, когда в тендерах не подано ни одной заявки, соответствующей требованиям закупки, заказчик вправе провести конкурс или аукцион ещё раз или заключить госконтракт напрямую, без проведения торгов.
Причем, в этом случае производить увеличение объёма закупок, как в случае, рассмотренном выше, нельзя. Однако запрета на снижение цены контракта нормами законодательства не установлено.
Кроме того, при проведении закупки без конкурса необходимо учитывать те же требования к исполнителям, которые были установлены для проведения конкурса. Например, если закупка предназначалась для исполнения субъектами малого предпринимательства, то изменить это условие в дальнейшем уже невозможно (п. 1 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ).
В ходе проведения котировок при не поступлении заявок законодательно не предусмотрено заключения контрактов напрямую, поэтому закупку придется продублировать ещё раз.
В остальных случаях (проведение аукционов или конкурсов) заключение контракта происходит в следующем порядке:
- Заказчику надлежит разместить в ЕИС протокол о несостоявшемся тендере с обязательным указанием о планируемом заключении контракта без проведения торгов, согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ.
- Заказчик своими силами проводит поиск поставщика, соответствующего требованиям несостоявшейся закупки.
- Поставщик вносит сведения о себе в реестр участников закупок (ЕРУЗ) при их отсутствии.
- Заказчик подготавливает проект контракта и направляет его поставщику на согласование с помощью ЕИС.
- Поставщик подписывает проект контракта.
- Госучреждение обращается за получением одобрения заключения контракта к контролирующему органу.
- При необходимости вносятся изменения в проект контракта на основании требований контролирующего органа. При отсутствии замечаний договор подписывается заказчиком.
В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?
Требование на наличие одобрения контролирующего органа для заключения госконтракта по итогам несостоявшейся закупки зависит от следующих факторов:
- причины признания закупки несостоявшейся
- вида закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок)
- типа заказчика (федеральные, региональные или муниципальные учреждения)
- цены закупки
Вот список случаев, при которых потребуется получение одобрения:
- для федеральных аукционов и конкурсов 500 млн руб.
- для региональных и муниципальных аукционов и конкурсов 250 млн руб
- Нет ни одной заявки, соответствующей требованиям. В этом случае предельная НМЦК для всех аукционов и конкурсов будет 1 тыс. руб.
Несостоявшиеся закупки, торги, электронные аукционы
Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.
Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.
Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.
Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.
Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:
всего размещено извещений в ЕИС | 3 240 000 |
не состоялись | 969 800 |
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка | 40% |
данные мониторинга Минфина за 2018 год
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Получить ЭП
- 1. По 44-ФЗ
- Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
- Для конкурса
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
- В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
- Для аукциона
- Для запроса котировок
- 2. По 223-ФЗ
Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.
Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.
Если заключать контракт не с кем
- Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
- Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.
Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.
Что делать поставщику?
Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.
- По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
- По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.
В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.
Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки
Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.
Следите за всеми закупками, в которых участвуете
Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Что делать заказчику, если закупка не состоялась из-за отсутствия заявок
Скачать эту статьюв формате PDF
- C 1 января 2022 года у заказчиков по Закону №44-ФЗ появилась возможность заключить контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки при отсутствии заявок участников. В соответствии с пунктами 3-6 статьи 52 Закона №44-ФЗ к таким закупкам относятся следующие случаи:
- 1) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки;
- 2) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;
- 3) все участники закупки, не отозвавшие заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта;
- 4) заказчик отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим единственную заявку на участие в закупке, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную единственной соответствующей требованиям извещения.
- Во всех перечисленных выше ситуациях отсутствует участник закупки, с которым заказчик может заключить в дальнейшем контракт.
Часть 8 статьи 52 Закона №44-ФЗ предоставляет заказчику выбор: он вправе провести новую закупку на общих основаниях либо осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93. Право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае подтверждается Минфином России в п. 5.1 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138.
Принять решение заказчик должен уже на момент размещения итогового протокола в ЕИС.
Если заказчик планирует провести новую закупку, то в поле “Результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя)” необходимо отметить статус “Осуществление новой закупки”.
Иначе во время отправки в ЕИС извещения по новой закупке будет возникать ошибка о превышении допустимых значений финансового обеспечения.
Если же заказчик решил заключить контракт с единственным поставщиком, то при размещении протокола в ЕИС нужно указать статус “Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ”.
- Часть 5 ст. 93 Закона №44-ФЗ устанавливает, что заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки без заявок участников осуществляется:
- 1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
- 2) по цене, не превышающей НМЦК;
3) в порядке, установленным Законом №44-ФЗ для заключения контракта с победителем закупки. Если заявки участников соответствующие извещению, отсутствуют, проводится закупка у единственного поставщика. При этом:
- единственный поставщик формирует и размещает информацию, а также документы в ЕИС;
- положения о праве заказчика увеличить количество поставляемого товара (п.2 ч.2 ст.51), об отказе от заключения контракта с увеличенным количеством товара (подпункт “б” п.2 ч.3 ст.51), о заключении контракта с иным участником закупки (ч.7 ст.51 Закона N 44-ФЗ) не применяются.
- в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если НМЦК превышает предельный размер, установленный Правительством РФ, проводится согласование с контрольным органом в сфере закупок.
Рассмотрим последовательно весь процесс заключения контракта с единственным поставщиком на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, если не состоялась открытая конкурентная закупка (электронный конкурс, аукцион или запрос котировок).
Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене
В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.
Закон №44-ФЗ не регламентирует порядок выбора контрагента при признании несостоявшейся конкурентной процедуры без заявок. Заказчик осуществляет его самостоятельно. При этом контрагент должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки.
Например, если были установлены дополнительные требования по ч.2 или ч. 2.1. ст.31 Закона №44-ФЗ, контрагент обязан отвечать этим требованиям. Указанный вывод следует из п.1 ч. 5 ст.
93 Закона №44-ФЗ, который говорит о том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Это подтверждают и нормы Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства от 30 июня 2020 г. №961 (далее – Правила №961). Направляя в контрольный орган обращение, заказчик, в соответствии с подпунктом “е” пункта 7 и пунктом 8 Правил №961 прилагает к нему в том числе информацию и документы, предусмотренные извещением для представления в заявке на участие в закупке. Если поступившая информация не соответствует требованиям извещения о несостоявшейся закупке, то контрольный орган откажет заказчику в согласовании заключения контракта с выбранным контрагентом (подпункты “ж” и “з” п.13 Правил №961).
Так как в рассматриваемом случае заявка участника, с которым заключается контракт, отсутствует, заказчик не может взять из нее для включения в контракт предложения участника о характеристиках товара и о цене.
Соответствующая информация предоставляется контрагентом непосредственно заказчику, при этом характеристики товара должны отвечать требованиям, установленным извещением, а цена не должна превышать НМЦК (начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг).
Контрагент размещает информацию о себе в ЕИС
Данное требование вытекает из подпункта “а” п.3 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта “а” п. 9 Правил №961 информация о контрагенте, включаемая заказчиком в обращение о согласовании заключения контракта, формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок.
Чтобы включить информацию о себе в единый реестр участников закупок, контрагенту необходимо:
- получить усиленную электронную подпись (ст.5 Закона №44-ФЗ).
- зарегистрироваться в ЕИС ( ч.1 ст.24.2 Закона №44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация о контрагенте передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60.
Заказчик направляет в контрольный орган обращение о согласовании заключения контракта с контрагентом
Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ в 2021 году: основания и последствия, что делать дальше
Если закупка не состоялась, это не означает, что она недействительна. Расскажем, когда торги признают несостоявшимися, и что делать победителю закупки, которую признали несостоявшейся.
Что такое несостоявшиеся торги
Закупку признают несостоявшейся, если в ней не было конкурентных состязаний между поставщиками.
По мониторингу Минфина, в 2019 году 40 % всех проведенных закупок не состоялись — это 1,2 млн тендеров на сумму 5,8 трлн рублей. Из них в 77 % случаев заключили госконтракт.
Три частые причины, по которым торги в 2019 году не состоялись:
- Поступила только одна заявка, соответствующая условиям — 733 347 тендеров (61 %).
- Не пришло ни одного предложения — 229 861 тендер (19 %).
- Во время электронного аукциона подано единственное предложение цены — 126 803 тендера (11 %).
По итогам первых трех кварталов 2020 года не состоялось 693 тыс. закупок — это 45% от общего количества извещений с общим объемом 3,8 трлн рублей. Из них по результатам 481 тыс. тендеров (31 %) заключен контракт.
Несостоявшуюся процедуру не следует путать с отмененной и недействительной.
Отменить тендер может госзаказчик на любом этапе по своему желанию или по решению органа контроля. В этом случае договор не заключают.
Недействительной признают процедуру, в которой было нарушение закона со стороны заказчика. Если к этому моменту контракт уже заключили, то его могут расторгнуть по решению ФАС или суда.
Например, по статистике за 2019 год, 55 240 закупок на общую сумму 502 млрд рублей были отменены, что составляет 1,9 % опубликованных тендеров. Из них отменены:
- по решению заказчика — 52 272 тендера;
- по предписанию ФАС — 2 935 тендеров;
- по решению суда — 32 тендера;
- без указания причины — 1 тендер.
По итогам трех кварталов 2020 года было отменено 39 тыс. закупок (3%) на общую сумму 520,2 млрд рублей, что почти в 2 раза больше аналогичных показателей 2019 года.
ФАС по республике Бурятия предписала аннулировать электронный аукцион на основании поступившей жалобы от компании, чью заявку отклонили из-за недостаточности данных в его лицензии. ФАС признала жалобу необоснованной, но провела проверку действий заказчика и нашла несколько нарушений. В итоге заказчика признали нарушителем 44-ФЗ, а аукцион отменили.
Когда закупки будут признаны несостоявшимися по 44-ФЗ
Случаи признания торгов несостоявшимися различаются в зависимости от способа их проведения. Рассмотрим такие случаи на каждом этапе.
1. Этап подачи заявок
Для всех способов закупок:
- На участие в тендере не поступило ни одного предложения.
- Поступила только одна заявка.
Электронный аукцион на поставку реагентов для биохимического анализатора признали несостоявшимся, так как поступило только одно предложение от организации, которая соответствует условиям 44-ФЗ и аукциона. С компанией заключат договор.
А этот запрос котировок не состоялся, потому что на него не поступило ни одного предложения.
2. Этап рассмотрения заявок
Для всех способов закупок:
- Всех участников отклонили.
- Допустили только одну заявку.
Три компании подали заявки на открытый конкурс на оказание услуг по аудиту бухгалтерской отчетности. Их предложения не соответствовали условиям конкурсной документации, и заказчик отклонил все заявки. Конкурс не состоялся.
На аукцион по выполнению работ по ремонту помещений поступило пять заявок. После рассмотрения первых частей комиссия допустила к участию одну организацию. Остальных участников отклонила — они указали технические характеристики товара, которые не соответствуют техзаданию. С допущенной компанией заключили договор.
Для конкурса:
- В результате предквалификационного отбора ни одна компания не соответствует условиям.
- Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
На конкурс с ограниченным участием поступило две заявки. В результате предквалификационного отбора одну организацию отклонили — он не предоставил нужных документов. Вторая компания была допущена к участию. Ее заявку рассмотрели, допустили и подписали с ним договор.
Для электронного аукциона:
- В течение 10 минут торгов на площадке не подано ни одного предложения цены.
В электронном аукционе на монтаж систем охранно-пожарной сигнализации в течение 10 минут после начала торговой сессии на электронной торговой площадке никто не сделал ценовое предложение.
Заказчик рассмотрел вторые части и признал победителем компанию, заявка которой поступила раньше остальных. Победитель не подписал договор.
Его признали уклонившимся, а контракт заключили со вторым участником — его заявка поступила следующей по времени.
3. Этап заключения договора
Для всех способов закупок:
- Победитель уклонился от заключения договора, а следующий участник отказался его заключать.
Компания «Старт-А» победила в аукционе по ремонту дорожного покрытия, но не подписала контракт. Компанию признали уклонившейся и внесли в РНП. Заказчик предложил заключить договор второму участнику «Волгаинерт», но тот отказался от договора — он имеет право без последствий не подписывать контракт. Аукцион признали несостоявшимся.
Важно.
Если вам присвоили второй номер и предлагают заключить договор, потому что первый поставщик уклонился от подписания, будьте осторожны: если вы направите госзаказчику протокол разъяснений, то автоматически становитесь победителем и отказаться от госконтракта без последствий уже не сможете. После того, как вам пришлют доработанный госконтракт, вы должны его подписать и предоставить обеспечение. Откажетесь — вас признают уклонившимся и включат в РНП.
Что происходит с несостоявшейся закупкой дальше
Если торги не состоялись, то в зависимости от ситуаций у госзаказчика есть два варианта действий: провести процедуру заново или подписать контракт с единственным подрядчиком. Рассмотрим последствия признания торгов несостоявшимися во всех способах проведения торгов по 44-ФЗ.
Конкурсные процедуры
Госзаказчик проводит повторный конкурс, когда:
- не поступило ни одной заявки;
- всех участников отклонили;
- победителя признали уклонившимся от подписания договора, а второй участник отказался от контракта;
- после предквалификационного отбора в двухэтапном конкурсе допущен только один подрядчик.
Госзаказчик публикует в ЕИС новое извещение, в котором продлевает срок подачи заявок на 10 дней и увеличивает срок исполнения договора на время проведения повторного конкурса. Также он может поднять начальную цену контракта на 10 %.
Предмет закупки, количество товара, объем работы, требования к участникам и условия госконтракта в повторной процедуре менять нельзя. Если госзаказчик меняет эти характеристики, то вносит изменения в план-график и проводит новую закупку.
Если повторный конкурс не состоялся по таким же причинам, что и первоначальный, то проводят запрос предложений.
Если в конкурсе определился единственный поставщик, и он соответствует всем условиям, то с ним заключают договор по цене, которую он предложил. При этом госзаказчик должен получить согласование ФАС (п. 25 ч. 1 ст. 93).
Электронный аукцион
При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:
- заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
- проводит торги заново, если победителя нет.
Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.
Запрос котировок
Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.
Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.
Запрос предложений
Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.
Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.
Что делать победителю, если закупка не состоялась
Если по результатам процедуры вы стали единственным допущенным участником, с вами заключают госконтракт:
- по начальной цене, если ваше предложение было единственным или никто не предложил цену в аукционном зале;
- по предложенной вами цене, если остальных поставщиков отклонили по вторым частям заявок.
Единственный участник обязан подписать договор, иначе его признают уклонившимся и внесут в реестр недобросовестных поставщиков на два года. В этом случае госзаказчик публикует новый тендер.
Поставщик подал заявку на электронный аукцион на приобретение жилого помещения и стал единственным участником, который соответствует условиям аукциона и законодательства. Поставщик не подписал вовремя вовремя госконтракт и не предоставил обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся, а ФАС включила данные о нем в РНП.