Фото с сайта http://kremlin.ru
14 ноября в Сингапуре в рамках программы пребывания официальной делегации Российской Федерации на саммите Россия – АСЕАН и государственного визита в страну Президента РФ В.В.
Путина состоялось подписание Соглашения между Правительством Санкт‑Петербурга и государственным Агентством Правительства Сингапура (Singapore Cooperation Enterprise) о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и социальной областях. Подписи под документом поставили вице-губернатор Санкт‑Петербурга Игорь Албин (по поручению действующего главы Санкт‑Петербурга А.Д.
Беглова) и генеральный директор «Сингапур Кооперэйшн Энтэрпрайз» Кон Вай Ман. Обмен соглашениями состоялся в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и Премьер-Министра Сингапура Ли Сянь Луна.
- В Соглашении закреплено намерение сторон содействовать расширению и укреплению двусторонних отношений, эффективному использованию имеющегося торгово-экономического и научно-технического потенциала, осуществлению проектов экономического и социального развития Санкт‑Петербурга и Республики Сингапур.
- Отдельно зафиксированы намерения сторон по созданию Интеллектуальной транспортной платформы Санкт‑Петербурга (ITP) – в части содействия в создании интеллектуальной транспортной системы, направленной на повышение качества пассажирских перевозок, с использованием современных информационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, а также технологий управления транспортными средствами и потоками.
- Намечено также развивать деловое сотрудничество в области градостроительства, архитектуры и устойчивого развития мегаполисов, научно-техническое сотрудничество и сотрудничество образовательных организаций Санкт‑Петербурга и Республики Сингапур в области использования информационных технологий в образовательном процессе и математического образования школьников.
- Будет осуществляться обмен опытом между петербургскими и сингапурскими учреждениями здравоохранения, расширяться сотрудничество в области транспортной инфраструктуры и энергетики.
- Соглашение заключено на неопределенный срок и вступило в силу с даты его подписания.
«Правительство Санкт‑Петербурга, начиная с 2017 года, изучает сингапурский опыт транспортного планирования.
Сегодня Сингапур выступает мировым лидером в эффективности управления транспортной системой, по версии международной консалтинговой компании «МакКинзи» – является городом-лидером в области комплексной городской мобильности, применяемые здесь интеллектуальные разработки и транспортные решения ежегодно экономят водителям до 60 часов. Нам всё это интересно. Мы нацелены на то, чтобы грамотное транспортное планирование, инновационные решения и технологии позволили улучшить транспортную ситуацию в Санкт‑Петербурге, и мы достигли бы желанного баланса между интересами водителей, пешеходов и велосипедистов, сделав город комфортным для всех», – прокомментировал одно из приоритетных направлений сотрудничества вице-губернатор Игорь Албин.
Он также подчеркнул, что Правительство города нацелено на расширение сотрудничества Северной столицы с Республикой Сингапур по широкому спектру направлений, предусмотренных двусторонним Соглашением.
В 2017 году товарооборот Санкт‑Петербурга с Республикой Сингапур составил 238 млн долл. США (35-е место среди торговых партнеров СПб) и по сравнению с 2016 г. увеличился на 55%.
Сингапур не входит в группу стран, активно инвестирующих в экономику Санкт‑Петербурга. По данным Центрального Банка России, в экономике города накоплено 7,13 млн долл.
США инвестиций из Сингапура, из них 3,25 млн в виде участия в капитале, а 3,88 млн – долговые инструменты.
На площадке ПМЭФ-2018 вице-губернатором Санкт‑Петербурга И.Н.
https://www.youtube.com/watch?v=NguGVGxZqkA\u0026pp=ygUy0KHQvtCz0LvQsNGI0LXQvdC40LUg0YHQuNC90LPQsNC_0YPRgCDRgNC-0YHRgdC40Y8%3D
Албиным и исполняющим обязанности директора Singapore Cooperation Enterprise Марком Лью была подписана «Дорожная карта по сотрудничеству», в которой закреплялись шаги по реализации проекта ITP, взаимодействию в мусоропереработке, градостроительству и портовой инфраструктуре. 22-27 июля т.г. для реализации «Дорожной карты» был организован официальный визит делегации из Санкт‑Петербурга во главе с вице-губернатором И.Н.Албиным в Сингапур.
Подписание двустороннего Соглашения на площадке саммита Россия – АСЕАН является дальнейшим шагом в сближении Петербурга с Сингапуром в интересах взаимного сотрудничества.
Как помогут сэкономить соглашения об избежании двойного налогообложения между Сингапуром и Россией – Пресс-центр
22 декабря 2008 года было ратифицировано соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Сингапур (Федеральный закон № 256-ФЗ). Появление такого документа, несомненно, увеличит возможности налогового планирования, которые предоставляет это государство.
Материал опубликован в издании «Практическое налоговое планирование»
Автор статьи: Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, кандидат юридических наук, советник налоговой службы 1 ранга
Налоговая политика Сингапура — преимущества юрисдикции для компаний
Все услуги по этой теме:
С 2008 года в Сингапуре действует одноуровневая система налогообложения компаний, при которой доходы облагаются только на уровне компаний. Дивиденды, полученные учредителями-резидентами Сингапура, освобождаются от налогообложения.
Помимо корпоративного подоходного налога и налога на товары и услуги, сингапурские компании уплачивают налог на имущество, а также гербовые сборы. Налоговое администрирование осуществляется Службой внутренних доходов Сингапура (Inland Revenue Authority of Singapore).
Официальный сайт этой службы — https://www.iras.gov.sg.
Налогооблагаемый доход компании (доходы за вычетом расходов) облагается по единой ставке 18 процентов, вне зависимости является компания местной или иностранной (глава 134 Свода законов Сингапура).
Плательщиками подоходного налога являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Сингапура, а также филиал или представительство иностранной организации, зарегистрированной за пределами этой страны.
Компания обязана уплатить налог на любой доход, извлеченный или происходящий из источника в Сингапуре, или на доход, переведенный в Сингапур, из источников в других государствах. Доход сингапурской нерезидентной компании, полученный из иностранных источников, и не переведенный в Сингапур, вообще не подлежит налогообложению подоходным налогом.
Сингапурские компании могут получить освобождение от налога и на доход, перечисленный из иностранного источника в Сингапур (к примеру, доход от реализации услуг или получение дивидендов), но только при условии, что этот доход был обложен налогом в стране происхождения по ставке не менее 15 процентов.
Для квалифицированных сингапурских компаний на первые три года их деятельности установлено налоговое освобождение (вычет из налоговой базы) на сумму 100 тыс. сингапурских долларов (около 2,127 млн руб.) ежегодно. А следующие 200 тыс. сингапурских долларов (около 4,253 млн руб.) прибыли такой компании облагаются налогом в половинном размере.
Под квалифицированной компанией понимается компания, которая инкорпорирована в Сингапуре (в форме иной, чем компания с ответственностью, обеспеченной гарантиями акционеров) или ведет деятельность на территории Сингапура, а права на ее акционерный капитал прямо или косвенно принадлежат исключительно 20 или более физическим лицам. Если же, по крайней мере, один из акционеров-физлиц владеет не менее чем 10 процентами акций компании, допустимо участие в квалифицированной компании и юридических лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=NguGVGxZqkA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Любым другим сингапурским компаниям предоставляется частичное налоговое освобождение. Первые заработанные компанией 10 тыс. сингапурских долларов (около 213 тыс. руб.) освобождаются от налога на 75 процентов, а следующие 290 тыс. сингапурских долларов (около 6,167 млн руб.) – наполовину.
Холдинговые компании могут вывести прибыль от распоряжения иностранными активами из-под налогообложения в Сингапуре, используя режим налогового освобождения подтвержденной холдинговой компании.
Такая компания освобождена от налога на доход от распоряжения акциями дочерних организаций, если она владеет, по крайней мере, 50 процентами акций «дочки» не менее 18 месяцев.
Чтобы воспользоваться этой льготой, материнская организация должна предварительно согласовать свой статус холдинговой компании со Службой внутренних доходов Сингапура.
Кроме того, существенные налоговые льготы предоставляются организациям, которые занимаются определенными видами деятельности. В частности, экспортом услуг, исполнением функций финансовых и казначейских центров, страхованием рисков своих учредителей, управлением транснациональных корпораций и т.д.
Льготы могут выражаться либо в виде пониженной ставки, либо освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога на определенный срок, либо возможности признать дополнительные расходы.
Если не применяются положения соглашений об избежании двойного налогообложения, то при выплате ряда доходов из Сингапура за границу должен быть удержан налог у источника. Этот налог взимается по следующим ставкам (ст. 43 Акта о подоходном налоге):
- 15% — любые проценты, комиссии, выплаты или любые иные виды платежей в отношении займов, а также рента или иные платежи за пользование движимым имуществом или правом на него;
- 10% — роялти или любая иная выплата за право пользования научными, промышленными или коммерческими знаниями или информацией за пределами Сингапура, 18% — на территории Сингапура;
- 18% — выплаты за управленческие услуги или за оказание профессиональных независимых услуг;
В настоящее время у Сингапура действуют более 65 международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе и с Россией. Причем соглашения заключены и с такими признанными центрами международного налогового планирования, как Нидерланды, Кипр, Мальта, Люксембург и Маврикий.
Все сингапурские компании, получившие доход из стран, которые не имеют соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Сингапур, могут получить налоговый вычет в отношении дохода, полученного из данных стран. Односторонний налоговый вычет распространяется на все виды прибыли, полученные за пределами Сингапура, но в пределах сингапурского подоходного налога.
В Сингапуре отсутствует законодательство о контролируемых иностранных компаниях (когда налогом облагается совокупный доход резидентных и офшорных компаний налогоплательщика) и о тонкой капитализации (когда проценты по займам сверх определенного лимита, выплачиваемые учредителю, переквалифицируются в дивиденды).
Что же касается трансфертного ценообразования, то в случае занижения цены налоговая служба может произвести корректировку, включая пересмотр и пересчет налоговой базы, или установления новой налоговой обязанности.
Налог на товары и услуги – главный косвенный налог Сингапура, аналог НДС (глава 117А Свода законов Сингапура). Плательщиками налога являются компании, чья выручка превышает (или планируется, что превысит) 1 млн. сингапурских долларов (около 21,267 млн руб.) за любые 12 месяцев подряд.
Под налогообложение попадает реализация всех товаров и услуг на территории Сингапура. Налоговая ставка — 7 процентов. Налог по товарам и услугам, приобретенным для деятельности, облагаемой налогом, подлежат вычету.
Реализация финансовых услуг, земли и жилой недвижимости не облагается налогом (ст. 22 Акта, а полностью все освобождения перечислены в IV приложении к Акту). В отношении экспорта товаров и оказания международных услуг применяется нулевая ставка (ст. 21 Акта).
Отчетный период по налоговому декларированию — квартал либо месяц.
https://www.youtube.com/watch?v=D61dGCqv7R4\u0026pp=ygUy0KHQvtCz0LvQsNGI0LXQvdC40LUg0YHQuNC90LPQsNC_0YPRgCDRgNC-0YHRgdC40Y8%3D
Физические лица-налоговые резиденты Сингапура (в т.ч., иностранцы, пребывающие на территории этого государства более 183 дней в году), получающие доходы из сингапурских источников, обязаны уплачивать подоходный налог. Причем первые 20 тыс. сингапурских долларов (около 425 тыс. руб.) налогом не облагаются. Доходы сверх этой суммы облагаются по прогрессивной ставке от 3,5 до 20 процентов.
Нерезиденты уплачивают подоходный налог по ставке 15 процентов (или по ставке для резидентов, если для соответствующего уровня дохода она выше 15%). Причем вознаграждение нерезидентного директора, а также доходы нерезидентов от оказания управленческих и консультационных услуг облагаются по ставке 20 процентов.
Отчисления в Центральный сберегательный фонд — социальный налог Сингапура.
Его должны уплачивать все резиденты Сингапура по ставкам от 10 до 34,5 процента от получаемой зарплаты в зависимости от возраста (компания – от 5 до 14,5%, работник – от 5 до 20%).
Иностранцы, получившие вид на жительство в Сингапуре, первые два года уплачивают налог по сниженным ставкам. Нерезиденты не уплачивают налог вообще.
В Республике Сингапур допускается осуществление предпринимательской деятельности в следующих формах: индивидуальный предприниматель (sole-proprietorship); товарищество (partnership); товарищество с ограниченной ответственностью (limited liability partnership); компания (company); бизнес траст (business trust).
Согласно Акту о компаниях (глава 50 Свода законов Сингапура) в Сингапуре могут быть зарегистрированы следующие виды компаний:
- публичные компании с ответственностью ограниченной акциями (public companies limited by shares) или гарантией (public companies limited by guarantee);
- публичные или частные компании с неограниченной ответственностью с акционерным капиталом (public or private companies unlimited with share capital);
- частные компании с ответственностью ограниченной акциями (private companies limited by shares);
- освобожденные частные компании с ответственностью ограниченной акциями (exempt private companies limited by shares) или с неограниченной ответственностью с акционерным капиталом (exempt private companies unlimited with share capital).
Наиболее интересными для ведения бизнеса являются частные компании с ответственностью ограниченной акциями и освобожденные частные компании с ответственностью ограниченной акциями.
Компания может быть зарегистрирована в качестве частной компании, если устав или учредительный договор компании ограничивает права участников компании по передаче акций компании, находящихся в их собственности и ограничивает число участников компании 50 лицами.
А под освобожденной компанией подразумевается компания с числом акционеров не более двадцати при условии, что ни один из них не является юридическим лицом.
Освобожденная компания, зарегистрированная в Республике Сингапур, освобождается от подачи в Службу корпоративного регулирования и бухгалтерской отчетности Сингапура1 (ACRA) аудированной финансовой отчетности, в случае если оборот компании составил менее 5 млн. сингапурских долларов (около 106,3 млн руб.) за налоговый год.
У сингапурской компании может один или более директоров, которые могут быть как резидентами, так и нерезидентами Сингапура. Директора несут личную административную и уголовную ответственность за противозаконные действия сингапурской компании.
Компания должна обладать, по крайней мере, одним квалифицированным секретарским сотрудником, постоянно проживающим в Сингапуре, и иметь зарегистрированный в Сингапуре офис. Данный офис должен быть открытым для посещения, по крайней мере, три часа в течение каждого рабочего дня.
Минимальное количество акционеров в сингапурской компании – один. Акционер может являться физическим или юридическим лицом. Акционер сингапурской компании может быть нерезидентом Сингапура.
Требования к минимальному оплаченному капиталу при регистрации компании в Сингапуре отсутствуют. Сингапурская компания может быть зарегистрирована с минимальным оплаченным капиталом в 1 сингапурский доллар (около 21 руб.).
Сингапурская юрисдикция удобна для регистрации управляющей компании холдинга. В Сингапуре нет налога на прирост капитала, поэтому при соблюдении ряда условий реализация активов не повлечет возникновения налоговой обязанности.
https://www.youtube.com/watch?v=D61dGCqv7R4\u0026pp=YAHIAQE%3D
Кроме того, законодательство Сингапура не ограничивает компанию в выборе банков и стран их расположения, а также общее количество счетов. Вся информации о банковских операциях компании является полностью конфиденциальной.
Этот факт интересен в связи с тем, что до поступления средств, фактического перевода дохода от иностранных источников, в Сингапур, они не подлежат налогообложению, в связи с применением территориальной системы налогообложения.
В отношении налогообложения дивидендов, процентов и роялти между Россией и Сингапуром действуют следующие положения.
Налог у источника на дивиденды не может превышать 5 процентов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания, которая прямо владеет, по крайней мере, 15 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и инвестировала в капитал этой компании по крайней мере 100 тыс. долл. США или эквивалентную сумму в другой валюте (около 3,16 млн руб.). И 10 процентов — во всех остальных случаях.
Необходимо также отметить, что при выполнении ряда условий (п. 3 ст. 284 НК РФ) ставка налога у источника по выплате дохода в форме дивидендов из Сингапура в Россию составит 0 процентов, поскольку Сингапур не включен в список офшоров, утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н.
Налог у источника на проценты и роялти не может превышать 7,5 процентов от выплачиваемой суммы. Доходы от использования недвижимого имущества облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Таким образом, при перечислении дивидендов из России в Сингапур совокупная налоговая нагрузка может составить от 5 до 10 процентов, а из Сингапура в Россию – от 0 до 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
При перечислении процентов и роялти из России сингапурской компании (также как и в обратном направлении) будет удержан налог по ставке 7,5 процентов.
В Сингапуре подобные доходы могут быть выведены из-под налогообложения, тогда как российская компания, получающая проценты или роялти из Сингапура, будет обязана уплатить российский налог на доходы (20% на общем режиме или от 5 до 15% на «упрощенке»).
Чтобы компания, зарегистрированная в Сингапуре, имела право применять Соглашения об избежании двойного налогообложения, необходимо, чтобы она была резидентом Сингапура. Организация считается таковой, если управление и контроль за деятельностью компании находится на территории Сингапура.
Соглашение не применяется в отношении лиц, не занятых активной предпринимательской деятельностью, главной целью которых является получение льгот в виде налогообложения по пониженной ставке или освобождения от налогообложения. Для признания того, что компания не ведет активную предпринимательскую деятельность компетентные органы России и Сингапура должны провести совместные консультации.
Елена Акимова, аудитор ООО «САФИ Консалтинг»:
— На практике я сталкивалась с применением, так называемых, страховых схем, которые предназначены для вывода из-под налогообложения части прибыли.
Например, крупный российский холдинг создает страховую компанию в Сингапуре, страхует через нее риски, по которым заведомо не наступит страховое событие, и перечисляет часть прибыли на страховые премии.
Затем эти средства в виде займов снова заводятся в основной холдинг.
Для этих целей нередко используют кэптивные страховые компании, которые страхуют преимущественно риски своих учредителей. С 17 февраля 2006 года по 16 февраля 2011 года названным компаниям в Сингапуре может быть предоставлено освобождение сроком от уплаты корпоративного подоходного налог сроком на 10 лет. Но для подтверждения статуса необходимо обращаться в Валютную службу Сингапура.
Нередко используют тот факт, что нерезиденты Сингапура обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных от источников на территории Сингапура. Поэтому если источником для указанных видов дохода Сингапур не является, то обязательство уплачивать налог у источника при перечислении не возникает.
https://www.youtube.com/watch?v=GUnJwkRzhEM\u0026pp=ygUy0KHQvtCz0LvQsNGI0LXQvdC40LUg0YHQuNC90LPQsNC_0YPRgCDRgNC-0YHRgdC40Y8%3D
К примеру, налог у источника не удерживается, если уплачивается процентный доход по займу, полученному за пределами Сингапура и использованному для приобретения недвижимого имущества, не находящегося на территории страны.отвечает Владимир Корнилов
Партер по аудиту компании GSL Law & Consulting
Данила Актянов, консультант консалтинговой компании «Тимборн»:
— Заключенное между Россией и Сингапуром соглашение можно использовать при перечислении дивидендов, процентов или роялти из России транзитом через Сингапур, к примеру, в Республику Маврикий. Эта страна – известный офшор, с которым рискованно работать напрямую.
А соглашение Сингапура с Маврикием предусматривает, что налог у источника в Сингапуре ни с процентов, ни с роялти не удерживается вообще.
Доход, полученный компанией Маврикия, имеющей право использовать соглашение с Сингапуром, облагается налогом по ставке всего лишь 3 процента.
К примеру, при транзите Россия – Сингапур — Маврикий совокупный налог будет удержан по ставке 10,5 процентов (7,5% в России и 3% на Маврикии). А при перечислении дивидендов по тому же маршруту – 8-13 процентов (5-10% в России и 3% на Маврикии).
Это выгоднее, чем выводить доходы из России на Маврикий без посредничества Сингапурской компании, так как у России отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения с Маврикием.
Следовательно, к перечислению доходов в пользу резидента этого государства будут применяться обычные ставки – 15 процентов по дивидендам и 20 процентов – по прочим доходам.
Без лишних преград: Россия заключила соглашение о зоне свободной торговли с Сингапуром
1 октября страны ЕАЭС, в том числе и Россия, подписали соглашение о зоне свободной торговли с Сингапуром.
На первом этапе договор подразумевает безбарьерный обмен товарами, а позже его действие распространится на услуги и инвестиции.
По оценке экспертов, сделка должна оказать поддержку российскому бизнесу в этой азиатской республике. Кроме того, соглашение поможет России усилить торговое присутствие и в других государствах региона.
Во вторник, 1 октября, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Россию, подписали соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Сингапуром. Соответствующее решение было принято по итогам заседания Высшего совета ЕАЭС.
«Соглашение о зоне свободной торговли с Сингапуром создаст благоприятные условия для наращивания встречных экспортно-импортных операций, углубления кооперации в самых разных сферах», — отметил Владимир Путин в ходе заседания, которое прошло в Ереване.
Также по теме
«Традиционная форма торговли ушла в прошлое»: замглавы Минэкономразвития Максимов о партнёрстве России со странами Азии
В 2018 году объём торговли товарами и услугами между Россией и Китаем составил $114 млрд. Сейчас Пекин и Москва обсуждают более 70…
Пока соглашение подразумевает только свободное перемещение товаров между Сингапуром и странами ЕАЭС. Однако уже в течение года стороны смогут заключить аналогичные сделки в сфере услуг и инвестиций. Об этом ранее в беседе с RT рассказал заместитель министра экономического развития Тимур Максимов.
«Параллельно мы с Сингапуром сейчас работаем над аналогичным соглашением в области услуг и инвестиций. Думаю, до конца 2019 года переговоры будут завершены. Так, уже в 2020-м будет возможно подписать и ратифицировать полностью весь договор о свободном перемещении товаров, услуг и инвестиций», — отметил Максимов.
Как рассказал RT руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов, первоначально идею создания зоны свободной торговли активно продвигал российский бизнес. На сегодняшний день многие крупные компании переносят производство из России в Сингапур из-за льготного налогообложения. Однако торговые барьеры между двумя странами заметно усложняют работу предпринимателей.
«Сегодня большое число российских фирм формально зарегистрированы в Сингапуре.
Тем не менее бизнес сталкивается с парадоксальной ситуацией: благодаря особому деловому климату наши компании производят большой объём продукции на территории Сингапура, но при этом должны платить довольно приличные суммы при поставке этих товаров обратно в Россию. Ожидаемое в результате действия ЗСТ снижение налогов и тарифов должно решить эту проблему», — пояснил Маслов.
https://www.youtube.com/watch?v=GUnJwkRzhEM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Более того, наличие зоны свободной торговли может ускорить транспортировку товаров и упростить процедуры таможенного контроля. Таким образом, помимо крупных компаний, в торговлю начнут активнее включаться представители малого и среднего бизнеса.
«Часто предпринимателей пугает сложность процедур, появляется страх самостоятельно что-то поставлять.
В результате малый и средний бизнес обращается за помощью к более крупным поставщикам и уже через них продаёт свои товары, из-за чего растёт стоимость конечной продукции.
Обнуление тарифов и упрощение торговых процедур, напротив, сделает товары дешевле и доступнее для потребителей», — добавил Алексей Маслов.
Сделка с Сингапуром стала уже вторым соглашением о зоне свободной торговли между Россией и азиатской страной. Так, в мае 2015 года Москва в рамках ЕАЭС заключила договор о ЗСТ с Вьетнамом. В результате с 2016 по 2018 годы российско-вьетнамский товарооборот увеличился почти на 60% — до $6,08 млрд. Об этом свидетельствуют данные ФТС.
Согласно статистике ведомства, по итогам 2018 года товарооборот России и Сингапура составил $3,66 млрд. Как полагает Алексей Маслов, на первом этапе соглашение о ЗСТ позволит нарастить объём взаимной торговли на 10—15%. При этом начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян считает возможным довести показатель до $10 млрд в течение следующих нескольких лет.
«Как минимум соглашение позволит увеличить поставки российской нефти на сингапурские НПЗ, а также получить доступ ко многим передовым технологиям в сфере IT, нефтепереработки и городского строительства», — отметил Авакян в разговоре с RT.
По данным ФТС за 2018 год, почти 94% российского экспорта в Сингапур составила продукция нефтегазовой отрасли. При этом основная часть импорта (70%) пришлась на электрооборудование и товары машиностроительной отрасли. Хотя опрошенные RT эксперты прогнозируют дальнейший рост товарооборота, специалисты не ждут изменений в структуре торговли двух стран.
«В структурном плане у России с Сингапуром всё останется без изменений — мы им нефть, они нам высокотехнологичную продукцию.
Впрочем, вероятно, что основная цель подписания соглашения рассчитана на возможность использования Сингапура как финансового хаба, через который Россия будет наращивать торговые отношения с другими странами АСЕАН», — пояснил в разговоре с RT главный аналитик ЦАФТ Антон Быков.
По словам Алексея Маслова, уже сегодня почти 80% покупаемой нефти Сингапур перепродаёт странам АСЕАН в рамках регионального соглашения о зоне свободной торговли. Таким образом, после снятия торговых барьеров с азиатской республикой российская продукция начнёт активнее проникать на рынки региона. При этом речь идёт не только об энергетических, но и о сельскохозяйственных товарах.
«Сингапур можно назвать входными воротами в Азию, поскольку ЗСТ даст возможность нашим производителям эффективнее выходить на широкий рынок АСЕАН. Особенно это касается сельскохозяйственного сектора, где Россия сейчас становится весомым мировым игроком.
Кроме того, соглашение с Сингапуром позволит создавать совместные высокотехнологические стартапы, продукция которых также пойдёт по всей Азии и за её пределы. То есть это такой задел на будущее, который заработает лет через пять-семь», — заключил Маслов.
Свободная торговля между Сингапуром и Евразийским союзом: что получит Россия? — Мнения ТАСС
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Сингапур договорились к 1 октября завершить последние консультации и подписать соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ).
Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян недавно в интервью ТАСС назвал предстоящее соглашение «уникальным».
По его словам, речь пойдет не только об открытии рынков для товаров, но также для услуг и инвестиций. Он пояснил, что речь идет о товарном сегменте в формате «ЕАЭС-Сингапур», пяти двусторонних соглашениях по торговле услугами и инвестициями и рамочном соглашении, которое как раз и «запакетирует» все три компонента.
Сингапур станет второй страной из Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) после Вьетнама, с кем ЕАЭС образует ЗСТ.
Где выгода?
Наверное, выскажу непопулярное мнение, но предстоящее подписание вряд ли в обозримом будущем принесет какие-либо серьезные экономические выгоды участникам соглашения для стран Евразийского союза. Скорее, эти договоренности нужно рассматривать как имиджевую составляющую, а также стратегический плацдарм для выхода на более перспективные с экономической точки зрения рынки Юго-Восточной Азии.
На бумаге соглашение о либерализации торговли должно помочь производителям из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России получить практически неограниченный доступ на сингапурский рынок.
Но дело в том, что в Сингапуре и так почти отсутствуют таможенные пошлины, они действуют лишь на несколько позиций, в том числе алкоголь и сигареты.
Так что если за много лет импортерам ЕАЭС не удалось прорваться на рынок Сингапура, то вряд ли это соглашение качественно и структурно способно что-то изменить.
И последние данные по внешней торговле не внушают оптимизма. Если взять в расчет только товарооборот России и Сингапура, то по итогам прошлого года он составил $3,6 млрд, снизившись на 17,7% по сравнению с предыдущим периодом. Во внешнеторговом обороте России Сингапур занимает лишь 37-е место, хотя годом ранее находился на 29-м.
Другое дело — сингапурские компании. Они действительно получают более льготный режим для выхода на рынок, где проживают около 180 млн человек, а совокупный объем ВВП составляет около $2 трлн.
Особенно это актуально для Сингапура в современных условиях нестабильности экономической ситуации, вызванной торговой войной между Китаем и США, — основными торговыми партнерами республики.
Уже сейчас сингапурская экономика демонстрирует одни из худших показателей за последние годы, что также связано с потерями во внешней торговле. Поэтому поиск новых рынков сбыта стал актуальным как никогда.
Другой вопрос, что сингапурские предприятия могут предложить потребителям в ЕАЭС. Основными статьями экспорта республики являются машинно-техническое оборудование, продукты химической и нефтяной переработки.
В пакете соглашений, которые планируется подписать, будут договоренности об облегчении инвестиционных режимов. Но это уже не будет носить многосторонний характер ЕАЭС — Сингапур, а сугубо индивидуальный — с каждым государством.
Что касается российско-сингапурского партнерства в этой сфере, то в отличие от торгового оно развивается более интенсивно и поступательно.
Крупные инвестиционные фонды Сингапура, в первую очередь это GIC и Temasek, несмотря на то что являются государственными, действуют всегда исключительно прагматично, стараясь извлечь максимальную выгоду. Так и в случае с Россией.
Несмотря на кажущийся проамериканский курс, Сингапур не присоединился к санкционному режиму против РФ и за последние годы превратился в одного из главных инвесторов в российскую экономику.
Например, Changi Airports International совместно с Российским фондом прямых инвестиций управляет международным аэропортом Владивостока в роли оператора воздушной гавани. Поэтому соглашение о либерализации капиталовложений выглядит более оптимистично с точки зрения дальнейшего экономического сотрудничества между нашими странами.
Покорить Юго-Восточную Азию
Сингапур стал второй страной из АСЕАН, которая заключит данное соглашение. Несмотря на свои крошечные размеры, в экономической, инвестиционной, банковской сфере Сингапур является одним из ведущих государств организации и задает модели развития и сотрудничества в рамках ассоциации.
Одновременно в республике очень заинтересованы в построении многоформатных экономических объединений. Например, сейчас именно Сингапур активно продвигает подписание соглашения о создании Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП).
Помимо членов АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) туда должны войти Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Япония.
ВРЭП предполагает либерализацию торговых и инвестиционных режимов, технологические обмены, защиту интеллектуальной собственности, разрешение торговых споров. В настоящее время объем ВВП потенциальных участников составляет $49,5 трлн — около 39% от общемирового. По прогнозам, к 2050 году этот показатель может вырасти до $250 трлн.
Представители Евразийского союза, российского правительства ранее говорили, что интерес к сотрудничеству есть и со стороны других членов организации, в первую очередь Таиланда, а также Индонезии и Камбоджи.
Пока об этом очень рано говорить, но при самом благоприятном развитии, если удастся заключить соглашения о ЗСТ с Бангкоком и Джакартой, не исключена возможность выхода на полноформатное соглашение с АСЕАН.
Конечно, в такое трудно поверить, особенно учитывая контакты с Индонезией по линии ЕАЭС, которые носят скорее формальный характер.
Но сейчас Джакарта столкнулась с проблемой непривлекательности для зарубежных инвесторов.
Президент Джоко Видодо, который был переизбран в апреле на новый пятилетний срок, в качестве одной из главных задач для правительства обозначил расширение внешнеэкономического сотрудничества и снижение внешнеторгового дефицита.
Он считает, что дисбаланс, размер которого в прошлом году превысил $31 млрд, необходимо ликвидировать за счет расширения экспорта, в том числе выхода на новые рынки.
Можно также рассчитывать и на дивиденды, которые Россия — объективно ключевой игрок в ЕАЭС — может получить от взаимодействия союза и АСЕАН.
Сейчас Россия наравне с рядом других государств, в том числе Австралией, ЕС, Индией, Китаем, Республикой Корея, США, Японией, является партнером по диалогу.
При этом со многими ассоциация уже подписала или находится на финальной стадии заключения соглашений о ЗСТ. Соглашений о свободной торговле с АСЕАН у нас нет.
В Москве же, подчеркивая необходимость «поворота на Восток», зачастую ограничиваются полноформатным сотрудничеством лишь с крупными государствами региона — Китаем и Индией. При этом странам АСЕАН в лучшем случае достаются политические заявления без серьезного экономического содержания.
Путь в Юго-Восточную Азию лежит для России через Сингапур — МК
В условиях непрекращающихся санкций и торгового напряжения российскому бизнесу необходимо искать новые пути развития и сотрудничества.
В этом контексте Сингапур, с его уникальными преимуществами и стратегическим положением, представляет большой интерес для российских компаний, желающих поддержать экономику и освоить привлекательные, но «недружественные» рынки Юго-Восточной Азии.
Крошечное островное государство при определенных условиях может предложить российским предпринимателям уникальные возможности доступа к миллионам потенциальных клиентов и быстрорастущим рынкам.
За последние десятилетия Сингапур, безусловно, стал ключевым региональным игроком международного масштаба. Напомню: в 1993 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли АСЕАН — азиатской десятки молодых и энергичных «тигров» с населением более 700 миллионов человек. Продолжением этого процесса стал документ, подписанный в 2015 г.
, подтверждающий создание общего рынка и экономического сообщества стран АСЕАН (ASEAN Economic Community, AEC). И хотя Сингапур, конечно, не может конкурировать с Китаем в ближайшем будущем, он предоставляет эффективный и, как ни странно, более дешевый доступ к таким развивающимся рынкам, как Филиппины и Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Таиланд.
И создание зоны свободной торговли, несомненно, ускорило этот процесс, ведь основными бенефициарами объединения стали именно сингапурские экспортеры, поставщики услуг и инвесторы, которые получили наибольшие прибыли от либерализации торговли и гарантий защиты своих экономических интересов.
Появилась реальная возможность объединения островного государства с экономиками других азиатских стран Юго-Восточной Азии, открытия новых рынков и предоставления новых неограниченных возможностей.
Благодаря своим торговым и транспортным возможностям Сингапур обеспечивает эффективную торговлю и поставки товаров, а его порт является ключевым транспортным узлом региона. Этот порт является вторым по величине в мире и способен принимать около 200 судов в сутки, обладая современной инфраструктурой для различных типов кораблей.
Кроме того, Сингапур предлагает благоприятную и инновационную среду для бизнеса. Он известен своим финансовым сектором, который привлекает значительные объемы иностранных инвестиций.
Более 200 иностранных банков имеют представительства в Сингапуре, и общий объем активов в финансовом секторе превышает 2 триллиона долларов США. Более того, Сингапур активно развивает инновационные исследования и инфраструктуру, направляя значительные ресурсы на эти цели.
Что создает благоприятную среду для развития стартапов и высокотехнологичных отраслей.
Как член Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Сингапур обладает крепкими дипломатическими и экономическими связями с другими странами региона.
Это открывает дополнительные возможности для российского бизнеса, желающего укрепить свое присутствие в Юго-Восточной Азии, через партнерство и сотрудничество с сингапурскими и ассоциированными компаниями.
Особенно учитывая намечающееся подписание Россией Соглашения о свободной торговле (ССТ) с Индонезией, которая в настоящее время председательствует в организации. С Вьетнамом ССТ с Евразийским союзом было подписано 8 лет назад.
Согласно данным мировых исследовательских центров, Сингапур занимает высокое место в международных рейтингах по уровню экономической свободы, инновационности и удобству ведения бизнеса.
Вместе с тем ведение бизнеса в Сингапуре, при определенных задачах, позволит российским предпринимателям иметь доступ к многочисленным инвестиционным и логистическим возможностям, а также установить стратегические партнерства с ведущими компаниями и инновационными стартапами.
Российским компаниям также доступны разнообразные программы и инициативы, созданные правительством Сингапура для привлечения и поддержки иностранных инвесторов. Это включает в себя налоговые льготы, гранты на исследования и разработки, а также специальные зоны свободной торговли, которые облегчают торговлю и логистику.
Технологическая экосистема Сингапура также играет важную роль. Здесь сосредоточены ведущие технологические компании и инновационные стартапы. Российским компаниям предоставляется возможность стать частью этой динамичной экосистемы, сотрудничать с местными инноваторами и разрабатывать инновационные решения для азиатского и российского рынков.
Хотя сейчас выход на сингапурский рынок может представлять определенные трудности, российские компании находят способы обходить ограничения.
Например, можно использовать третьи страны, такие как Китай или Индия, для осуществления финансовых операций.
Кроме того, страны АСЕАН планируют постепенно переходить на национальные валюты не только внутри этого регионального объединения, но и с Индией, Южной Кореей и Японией, что может со временем упростить финансовую логистику для российских компаний.
В условиях санкций, наложенных западными странами, Россия активно ищет новые возможности для развития своей экономики.
Один из таких потенциальных источников роста может быть связан с переходом на использование национальных валют, криптовалюты и даже в перспективе цифрового рубля, чем сейчас занимаются финансовые организации Российской Федерации.
Эти тенденции останавливают крупных российских игроков, годами работающих в Сингапуре, от спешного ухода с острова, несмотря на сильное давление на ЦБ Сингапура со стороны США.
Переход на использование национальных валют и активное сотрудничество в области кибербезопасности — два ключевых направления, способствующих развитию и укреплению позиций России как в экономической, так и в информационной сфере.
Расширение использования национальных валют поможет диверсифицировать валютные резервы, снизить зависимость от доллара и уменьшить риски, связанные с валютными колебаниями и финансовыми кризисами.
В то же время сотрудничество с сингапурскими организациями в области кибербезопасности, включая государственные и корпоративные структуры, обеспечивает надежную защиту информации и способствует эффективной борьбе с киберугрозами.
Такой комплексный подход позволяет России укрепить свою финансовую стабильность, международную позицию и снизить негативное воздействие санкций со стороны западных стран.
Одной из ключевых сфер бизнеса российских компаний в Сингапуре является система идентификации людей, объектов и животных. Российские компании предложили широкий спектр инновационных решений в области систем контроля доступа, RFID-технологий и информационной безопасности.
Эти решения играют важную роль в обеспечении безопасности и эффективного управления в различных сферах деятельности.
Сотрудничество между российскими и сингапурскими компаниями в этой области открывает новые перспективы для развития инноваций и обеспечения безопасности в цифровой эпохе.
К примеру, одна из ведущих российских компаний еще в 2021 году открыла представительство в Сингапуре и предложила рынку новую инновационную технологию — «умную» RFID-бумагу.
Санкции, наложенные Западом, привели к заморозке бизнес-коммуникаций российских компаний в Сингапуре из-за проблем с банковскими транзакциями. Однако на фоне этих сложностей Сингапур представляет собой привлекательную альтернативу для российских предприятий, стремящихся продолжать развивать свои возможности в сфере цифровых технологий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что санкции, организованные западными странами, способствуют укреплению связей российских компаний с Сингапуром, который становится привлекательным партнером для развития цифровых технологий. Это взаимовыгодное партнерство позволяет российским предприятиям продолжать инновационную деятельность и расширять свои возможности на международной арене.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29054 от 22 июня 2023
Заголовок в газете: Сингапур — ворота в Азию для России