Сообщение о факте излишней уплаты

Организации или индивидуальные предприниматели часто платят налогов больше, чем необходимо. Переплата налогов просто называется переплатой. Переплата может быть возвращена или зачтена в счет других налогов или долгов. Вместе с Гульнарой Волынец, членом Палаты налоговых консультантов, объясняем, как вернуть переплаченные деньги.

Почему возникает переплата и как это узнать

Переплата может произойти из-за ошибки налогоплательщика или из-за ошибки налоговых органов.Сообщение о факте излишней уплаты

Чаще всего это происходит по следующим причинам:

  1. Бухгалтер использовал неправильную налоговую ставку, поэтому он неправильно рассчитал налог.
  2. Налогоплательщик ошибочно указал в платеже завышенную сумму или неверный код бюджетной классификации (КБК).
  3. Законодательством введена льгота, которая распространяется на прошлые периоды. Бухгалтер должен был пересчитать налог, но не сделал этого.
  4. Бухгалтеры иногда намеренно вносят больше денег при уплате налогов, чтобы защитить себя и компанию.
  5. Налоговые органы вправе взыскать за счет лица-должника (далее – должник) налоговое обязательство лица-кредитора (далее – кредитор). В этом случае может возникнуть ситуация, когда кредитор предоставил ложную кредитную информацию.
  6. Кроме того, банки, выполняя решение инспекции, могут одновременно списывать денежные средства с нескольких текущих (расчетных) счетов должника, в том числе в иностранной валюте. В связи с этим сумма взыскания может превышать сумму дебиторской задолженности перед кредитором.

Сообщение о факте излишней уплаты

Внимание! Инспекция Министерства по налогам и сборам уведомляет должника о том, что принято решение о взыскании задолженности по налогам с кредитора за счет его средств. Для этого он отправляет электронное сообщение должнику через личный кабинет.

Если сумма привлеченных должником средств превышает его дебиторскую задолженность перед кредитором, излишне взысканная сумма подлежит реституции или зачету.Сообщение о факте излишней уплаты
Налогоплательщик может согласиться с актом и подписать его «без несогласия» или не согласиться и подписать его «с несогласием». Сверка будет продолжаться до тех пор, пока не станет ясно, кто допустил ошибку: бухгалтер или инспекция.

Для экономии времени лучше всего заказать акт сверки через личный кабинет. Заявление писать не нужно, документ будет готов через пару дней. Для этого в личном кабинете налогоплательщика нажмите «Сверки с бюджетом» – «Подать заявление на начало процедуры проведения совместной сверки расчетов с бюджетом».

Сообщение о факте излишней уплаты

Вам также может понравиться

Судебный вердикт: должны ли налоговики уведомлять о наличии переплаты по налогу

Сообщение о факте излишней уплаты Верховный Суд РФ в Определении от 19.03.2019 № А75-4891/2018 признал, что неуведомление налоговиками плательщика о наличии у него переплаты по налогу не приостанавливает течение срока на возврат переплаты.

Предмет спора: в связи с подачей уточненной декларации по НДС у плательщика образовалась переплата по налогу и пеням. Но в возврате переплаты плательщику было отказано по причине пропуска трехлетнего срока на возврат. При этом никакого уведомления о наличии переплаты налоговая инспекция не направляла.

За что спорили: 439 340 рублей.

Кто выиграл: налоговики.

В суде плательщик заявил о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для возврата переплаты. Факт наличия переплаты был документально подтвержден и инспекцией не оспаривался. При этом трехлетний срок на возврат следует исчислять не с момента уплаты налога, а со дня получения из инспекции уведомления об образовании переплаты.

Верховный Суд РФ признал данные доводы налогоплательщика несостоятельными и отказал в возврате налога. 

ВС РФ пояснил, что ИФНС обязана сообщать налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ). Но неисполнение инспекцией этой обязанности не влечет никаких последствий. Равным образом неуведомление о переплате не приостанавливает течение срока на возврат налога.

Отсутствие уведомления из ИФНС при осведомленности плательщика об имеющейся у него переплате не является основанием для вывода о соблюдении срока на возврат излишне уплаченного налога.

По закону заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Пропуск данного срока не лишает права на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченного налога. Обратиться в суд можно в течение трех лет со дня, когда лицо должно было узнать о наличии переплаты.

В спорном случае переплата образовалась в связи с предоставлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС. На момент подачи уточненной декларации плательщик уже знал о переплате. Уведомления из налоговой инспекции не требовалось.

Следовательно, заключил суд, ИФНС обоснованно отказала плательщику в возврате переплаченного налога.

Новые правила возврата излишне уплаченного налога

Новые правила зачёта и возврата переплаты

С 1 октября 2020 года вступят в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упрощают порядок зачёта или возврата переплаты по налогам.

До 1 октября налоговики могут перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный.

Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.

https://www.youtube.com/watch?v=TjFJsJM2TR4\u0026pp=ygU-0KHQvtC-0LHRidC10L3QuNC1INC-INGE0LDQutGC0LUg0LjQt9C70LjRiNC90LXQuSDRg9C_0LvQsNGC0Ys%3D

С октября зачесть переплату в счёт будущих платежей по налогу или погасить задолженность по другому налогу можно будет без привязки к уровню бюджета. Например, за счёт излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль можно погасить недоимки или штраф в региональный бюджет по транспортному налогу или в местный бюджет по земельному налогу.

При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Правила зачёта и возврата излишне уплаченных страховых взносов остаются прежними. Например, переплату взносов на пенсионное страхование нельзя «перекинуть» на взносы по социальному или медицинскому страхованию (п. 1.1 ст. 78 НК).

Как возникает переплата по налогам

Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.

Сами налогоплательщики ошибаются:

  • при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
  • при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.

Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.

Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.

Обратите внимание! Переплата по налогам должна быть зафиксирована на лицевой карточке организации в ФНС. Если, например, компания перечислила налоги через проблемный банк, но они не поступили в бюджет, зачесть или вернуть их не получится.

Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.

Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда РФ № 307-КГ18-10845 от 8 августа 2018 г.).

Как узнать о переплате

Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.

Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу.

Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.

Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).

Читайте также:  Пункт выдачи наличных

Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!

Как законно снизить налоговую нагрузку

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам их

Как можно распорядиться переплатой

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Зачёт в счет недоимки

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

https://www.youtube.com/watch?v=TjFJsJM2TR4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Зачёт в счёт будущих платежей

Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Возврат переплаты

Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки.

Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).

Если переплате больше трёх лет

Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства.

И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла.

А это не так-то просто.

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Порядок действий: что, когда и куда подать

ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.

Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

  1. Наименование и адрес ФНС.
  2. Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
  3. Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
  4. Дата составления заявления.
  5. Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.

Пользователи интернет-бухгалтерии «Моё дело» могут заказать акт сверки с налоговой в Личном кабинете, результат придет туда же. Электронную подпись всем пользователям мы оформляем бесплатно.

Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки.

Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации.

Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.

Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.

Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом. Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.

Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства.

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.

Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.

78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.

78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.

Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Читайте также:  Отмена красных линий

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.

78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.

2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст.

101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.

2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.

2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Процедура возврата налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.

79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возвращаем налог через инспекцию

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат через суд также допустим

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

Читайте также:  Порядок взаимодействия с организаторами добровольческой деятельности

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.

При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.

2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Как вернуть переплату по налогам физических лиц, сроки возврата, заявление

В публикации рассматривается порядок осуществления возврата излишне уплаченного налога, а также установленные сроки и основные моменты. Помимо этого рассматриваются особенности функционирования налоговой системы в России.

Налоговая система

Налоговая система работает в том случае, если работают все ее основные элементы. К ним можно отнести:

  • Объективную сторону;
  • Субъективную сторону;
  • Органы контроля;
  • Законы.

Итак, законодательные акты (конституция, кодекс, указы президента и т.д.) устанавливают:

  • налоги;
  • объекты налогообложения;
  • их ставки;
  • порядок и сроки представления отчетов и платежей.

Схема действий в случаях, если плательщик переплатил

Налоги делятся по уровням на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Также налоги могут быть распределены по категориям в зависимости от объекта:

  • на доходы;
  • на имущество;
  • на действия;
  • прочие.

Такое разделение говорит о том, в какой бюджет поступает тот или иной платеж. Поскольку основной функцией налогообложения является пополнение бюджета для выполнения определенных финансовых задач государственных ведомств.

Также законодательными актами установлено определение плательщика, его основные права и обязанности. При этом плательщиками могут быть не только физические лица, но и юридические организации. Кроме того, помимо обязанности по уплате налогов, есть также обязательность по сдаче отчетов и представлению документов.

И ими же устанавливаются государственные органы, на которых возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, их права и обязанности в данной области.

К ним относятся Министерство финансов, Федеральная налоговая служба и все подотчетные ей отделения. То есть, все основные элементы связаны между собой и образуют единую схему взаимодействия.

Переплата по налогам

Возврат налога за обучение

Основной обязанностью налогоплательщиков является уплата налогов. Помимо неуплаты или не своевременной уплаты данных платежей, возникают и обратные ситуации — переплата по обязательным платежам.

Возврат в таких случаях производится в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса.

Когда возникает

Переплата возникает в случаях, если размер ошибочно внесенного платежа на погашение налога, пени либо штрафа больше необходимого.

То есть, если задолженность по земельному налогу составляет 2 000 рублей, а плательщик оплатил 3 000 рублей, то образовавшуюся разницу можно отнести к переплате.

Она также может возникнуть в случаях, если налоговым агентом была излишне взыскана определенная сумма.

Вырезка из статьи 78 Налогового кодекса

При образовании переплаты государственное ведомство отправляет сообщение о факте излишней уплаты, взыскания налога, сбора, пени, штрафа. При наличии личного кабинета на официальном сайте службы можно посмотреть информацию о недоимке либо переплате можно там.

Что же это такое сообщение о факте излишней уплаты налога? Это письменное обращение от налогового ведомства к налогоплательщику, информирующее о том, что он переплатил, и о его праве распорядиться данным расхождением.

Как ее использовать

Если образовалась такая переплата, то можно действовать следующим образом:

  • зачесть по недоимке по другим налогам;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • произвести возврат излишне уплаченного налога.

Порядок действий при переплате

При этом зачет производится автоматически без наличия заявлений и обращений, являющихся основанием для инициирования данной процедуры, самого плательщика. Инспектора в автоматическом режиме переносят задолженность с одного налога на другой.

Зачет производится только по недоимке или уплате платежей, относящихся к одной категории по распределению к уровням власти (федеральный, региональный или местный). То есть, если переплата образовалась по региональному налогу, то и зачет необходимо производить по нему же. Данное условие необходимо ввиду того, что разные налоги зачисляются в бюджеты разных уровней.

Важно! Возврат может быть произведен только в том случае, если отсутствует какая-либо задолженность по иным обязательным платежам в сфере налогообложения (налоги, пени, штрафы и т.д.).

Как составить заявление

Возврат госпошлины при отмене судебного приказа

Как вернуть переплату по налогам физических лиц? Зачет в счет будущих платежей, так же как и возмещение финансовых средств осуществляется на основании заявления от плательщика.

Оно составляется на шаблоне, форма которого установлена законодательными актами. Рекомендуется составление данного заявления в двух экземплярах для того, чтобы один из них остался самому плательщику с пометкой о его представлении в ИФНС.

Данное действие необходимо для доказывания факта обращения в налоговое ведомство в спорных ситуациях.

В заявлении должны содержаться основные реквизиты:

  • наименование налогового органа, куда подается заявление;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • его ИНН;
  • паспортные данные (серия, номер, когда икем выдан);
  • адрес регистрации (индекс, регион, город, улица, дом, квартира ит.д.);
  • номер телефона для связи;
  • величина переплаты (в цифрах и прописью);
  • за какой налог она образовалась;
  • какое действие предполагается совершить с переплатой (осуществить возврат, зачесть по другим налогам);
  • при возврате— основные реквизиты для перевода (наименование банка, БИК, ИНН, КПП и счет в банке, куда осуществить возврат);
  • при зачете— наименование налога и указание периода, за который осуществить зачет;
  • подпись и дата.

Заявление заполняется по установленной форме

Ниже представлен образец заявления о зачете пени в счет переплаты по налогу.

Важно! Это обращение представляется в инспекцию по месту регистрации. Представление дополнительных документов не требуется. Однако если налог уплачен в превышающем размере, а числится недоимка, значит, необходимо будет приложить копию платежного документа, подтверждающего факт оплаты.

Передать заявление в инспекцию можно несколькими способами:

  • лично;
  • через представителя;
  • с помощью почтовой связи заказным письмом;
  • с помощью личного кабинета на официальном сайте налоговой службы.

Передача заявления с помощью личного кабинета на официальном сайте налоговой службы значительно упрощает всю процедуру.

Так, не требуются печатные бланки (что экономит денежные средства), поскольку заполнить шаблон можно на сайте.

Кроме того, не нужно ездить и стоять в очереди, поскольку все действия осуществляются удаленно, что экономит время налогоплательщика. После подачи заявления отслеживать его статус также можно с помощью личного кабинета.

Если нет личного кабинета, то рекомендуется пройти процедуру регистрации. Для этого получить логин и пароль в любом отделении инспекции.

Сколько ждать

Заявление можно предоставить в период до трех лет с момента возникновения переплаченной суммы. Если данный срок пропущен, то инспекция откажется возвращать данную сумму.

Так, например, если переплата образовалась в 2014 году, а заявление представлено только в 2018 году, то по нему будет выставлен отказ. Отказ составляется в печатной форме и заверяется подписью руководителя и печатью ведомства.

В тексте должна быть ссылка на основание отказа и его законодательное подкрепление.

Сроки для выполнения всех необходимых действий

Отсрочка по уплате налога

Однако в таком случае можно обратиться в суд. Поскольку срок исковой давности для суда начинает исчисляться с того момента, когда лицо узнало о его праве.

То есть, это может быть день получения доступа к личному кабинету либо день получения сообщения от налогового органа.

То есть, если переплата возникла в 2014 году, а плательщик узнал об этом в 2017 году, когда он получил доступ в личный кабинет, то обратиться с иском в суд можно до 2020 года.

Срок для  возврата излишне уплаченного налога физическим лицом складывается из времени на проверку и времени на перевод. Так, время для возврата составляет:

  • десять рабочих дней на осуществление контрольных мероприятий;
  • один месяц на перевод денежных средств на счет заявителя.

Важно! В случае несогласия с принятым решением можно его обжаловать. Такое обращение может быть отправлено в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Таким образом, если гражданин переплатил сумму по налогам сверх рассчитанных платежей, можно возвратить разницу в заявительном порядке. Возврат финансовых средств на карту должен быть инициирован самим заявителем. Кроме того, вместо возврата можно выполнить зачет.

Последний может быть направлен как на погашение задолженности по другим обязательным платежам, так и на будущие платежи. Первый случай инициируется налоговым ведомством и не требует наличия заявления и согласия налогоплательщика. Второй — производится по желанию плательщика на основании заявления.

Вaлeрий Aндрoсенко

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector