Официальная статистическая методология

  • Понятие об официальной статистической методологии.
  • Международные статистические стандарты
  • В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 282-ФЗ, применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации.
  • Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.
  • Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с Росстатом.
  • Официальная статистическая методология реализуется в виде системы статистических стандартов.

Статистические стандарты предъявляют общие стандартные требования к методологии и организации каждого вида статистической деятельности, образуя тем самым единую нормативную базу статистики. Только при стандартизации обеспечивается согласованность и гармонизация данных на всех стадиях функционирования государственной статистической системы.

  1. Статистические стандарты относятся к категории ведомственных (отраслевых) и образуют следующие основные группы:
  2. 1. Система национальных счетов – стандарт для учета результатов экономической деятельности;
  3. 2. Стандарты, регламентирующие состав, содержание и названия статистических показателей, например, Каталог статистических показателей;
  4. 3. Стандарты, регламентирующие организацию и проведение статистических наблюдений, например, Стандарт на формуляр – образец государственного статистического наблюдения, который устанавливает требования к составу, построению и оформлению форм отчетности;

4. Стандарты, регламентирующие перечень форм федерального государственного статистического наблюдения. Общероссийский классификатор управленческой документации содержит раздел «Унифицированная система отчетно-статистической документации», в котором регистрируются все формы статистического наблюдения, утвержденные Росстатом;

  • 5. Самостоятельным комплексом статистических стандартов является система стандартных экономико-статистических классификаций (эта система приравнена законодательством РФ к государственным стандартам);
  • 6. Стандарты, использующиеся на этапе обработки статистической информации, например, стандарт «Требования к экономическому описанию задач электронной обработки статистической информации»;
  • 7. Комплекс стандартов, регламентирующих работу информационно-вычислительной системы;

8. При организации распространения статистической информации Росстатом применяется «Специальный формат по распространению данных», созданный Международным валютным фондом, а также отраслевой стандарт подготовки и выпуска официальных статистических изданий.

  1. Совершенствование статистических стандартов направлено на обеспечение:
  2. 1) соответствия современным стандартам Российской Федерации
  3. 2) гармонизации с международными требованиями.

Интеграция экономики страны в мировую экономическую систему требует адекватного уровня развития учета и статистики.

Показатели и методы статистического учета должны обеспечивать не только достоверную и точную характеристику социально-экономического развития конкретной страны, но и сопоставимость оценок результатов развития этой страны с результатами развития других стран, мирового сообщества в целом.

Единообразие в характеристиках важнейших социально-экономических явлений дает возможность расчета показателей и составления рейтинговых оценок по регионам мира и в целом по мировому сообществу.

Решению проблемы сопоставимости оценок и единообразия характеристик развития мирового сообщества способствует разработка и внедрение в практику национальной статистики международных стандартов учета и статистики.

Разработкой международных стандартов в области статистики стали заниматься с середины ХIХ века.

На Международном статистическом конгрессе была впервые поставлена проблема унификации понятий, экономических показателей и методов их расчета. Далее разработку международных стандартов по статистике принял на себя созданный в 1885 г.

Международный статистический институт (МСИ), объединивший представителей науки и практических работников статистических органов 50 стран.

В настоящее время «высшим органом», определяющим стратегию развития международной статистики, является Статистическая комиссия ООН. Важную роль в разработке международных стандартов и рекомендаций по исчислению показателей на единой методологической основе играют статистические отделы специализированных учреждений системы ООН (МБРР, МВФ, МОТ и др).

Кроме структурных подразделений ООН, призванных отвечать за разработку и унификацию международных стандартов по статистике, существуют организации, в функции которых входит оказание помощи во внедрении разработанных ООН стандартов по статистике, на основе их адаптации к конкретным национальным особенностям входящих в них стран.

К числу таких наднациональных организаций относятся, например, Евростат, осуществляющий работы по модификации и внедрению международных стандартов по статистике для стран Европейского союза, Межгосударственный статистический комитет СНГ, ОЭСР, Всемирный банк и т.п.

Одним из основополагающих международных статистических стандартов является СНС 2008.

Реформирование государственной статистики России связано с интенсивным процессом перехода на международные стандарты, что не означает, как правило, простой перенос международных стандартов в российскую статистическую практику. Для этого используются различные методы гармонизации отечественных и международных статистических инструментов, то есть обеспечение их понятийного, содержательного, принципиального соответствия.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

  • Cтраница 1
  • Статистическая методология включает РІ себя СЂСЏРґ специальных приемов, используемых РЅР° различных этапах РЎР�.  [1]
  • Официальная статистическая методология, утверждаемая Госкомстатом Р РѕСЃСЃРёРё, является обязательной для федера / 1СЊ — ных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё местного самоуправления, юридических лиц, РёС… филиалов Рё представительств, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, РїСЂРё проведении государственных статистических наблюдений.  [2]
  • Совершенствование статистической методологии РїРѕ изучению РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё расходов населения способствует расширению международных сопоставлений РІ этой области.  [3]
  • Параллельно существующие статистические методологии затрудняли международные сопоставления индикаторов экономического развития Рё предполагали необходимость разработки специальной методологии международных сопоставлений показателей БНХ Рё РЎРќРЎ.  [4]

РћСЃРЅРѕРІРѕР№ унификации статистической методологии является принцип добровольности: система международных статистических стандартов, построенная РЅР° методологии РћРћРќ, РЅРѕСЃРёС‚ рекомендательный характер. Это означает, что процедура выбора РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рє расчету статистических показателей полностью находится РІ ведении любой страны Рё РѕРЅР° может РІ своей практике использовать как национальные, так Рё основные, соответствующие международным стандартам, методы. РќРѕ РїСЂРё формировании статистических блоков СЃРІРѕРёС… публикаций РћРћРќ, так Р¶Рµ как Рё Всемирный банк, требует строгого соблюдения СЃРІРѕРёС… принципов Рё методов статистических исследований. Надо сказать, что методологии РћРћРќ отличаются РёРЅРѕРіРґР° РѕС‚ методик Всемирного банка.  [5]

Дальнейшее совершенствование статистической методологии должно быть ориентировано РЅР° комплексное развитие всех ее компонентов: определение целей Рё задач исследования; разработку системы показателей, ориентированной РЅР° достижение цели, Рё методов РёС… исчисления; выбор СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ получения необходимой первичной информации; проведение анализа РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ современных математико-статистических методов, определяемых целью исследования. Завершающим Рё самым важным компонентом методологии статистического исследования является именно анализ данных, что требует соответствующего СѓСЂРѕРІРЅСЏ подготовки статистических кадров.  [6]

В учебнике изложена статистическая методология исследования социально-экономических явлений и процессов, адаптированная к современной статистической практике.

Достаточно полно отражена система статистических показателей, используемая в настоящее время для характеристики и анализа экономических и социальных явлений и процессов.

РџРѕ каждому разделу приведены примеры, близкие Рє практике.  [7]

  1. РћСЃРѕР±СѓСЋ проблему РІ статистической методологии составляет определение ущерба РѕС‚ безработицы.  [8]
  2. Это требует разработки такой статистической методологии, которая Р±С‹ вскрывала нарушения Рё диспропорции РІ работе взаимосвязанных подразделений железных РґРѕСЂРѕРі.  [9]
  3. Р’ общей теории статистики изучается теория статистической методологии, общая для всех отраслевых статистик.  [10]

Реформирование российской статистики финансов требует наличия единой статистической методологии.

Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ, какую именно методологию избрать РІ качестве отправной: РћРћРќ, Евростата или отдельно взятой развитой страны.  [11]

  • Экономическая статистика связана СЃ отраслевыми статистиками единой статистической методологией.  [12]
  • Для этого разработаны Рё совершенствуются методы количественного измерения, которые РІ совокупности представляют СЃРѕР±РѕР№ статистическую методологию.  [13]
  • Статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений, формируется РІ соответствии СЃ официальной статистической методологией.  [14]
  • Для решения этих задач РЅР° различных стадиях статистического исследования применяются приемы Рё методы, образующие статистическую методологию Рё обусловленные спецификой предмета статистики.  [15]
  • Страницы:      1    2    3
Читайте также:  Подтверждение жд проезда

Статистика. Шпаргалка

Статистика (от лат. status— «состояние», «положение явлений») возникла с возникновением государства, сам термин «статистика» пережил столетия, хотя содержание его неоднократно менялось.

  • Сегодня термин «статистика» рассматривается с трех сторон:
  • 1) статистика – совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы;
  • 2) статистика – практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных из различных областей общественной жизни;
  • 3) статистика – итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках. Существует два направления статистики:
  • 1) общественное направление статистики, изучающее культурную сторону общественных явлений. Предметом статистики в этом случае называют социально-экономические явления, выраженные в числовой форме;

2) статистика – наука, изучающая массовые явления. Она применяется как метод познания закономерностей в любой области, где массовые явления имеют место. Статистика – общественная наука, имеющая свой предмет, методологию и исследующая количественные закономерности общественного развития.

  1. Предмет статистики – количественная сторона массовых социально-экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, конкретными условиями места и времени. Из данного определения следуют основные черты предмета статистической науки:
  2. 1) статистика – наука общественная;
  3. 2) статистика изучает количественную сторону общественных явлений в отличие от других общественных наук;
  4. 3) статистика изучает массовые явления;
  5. 4) статистика изучает количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, это находит свое отражение в системе статистических показателей;
  6. 5) статистика изучает количественную сторону явлений в конкретных условиях места и времени.
  7. В процессе исторического развития сформировалась структура статистической науки. В нее включены следующие компоненты:
  8. 1) общая теория статистики, которая разрабатывает основные понятия и категории науки, а также методы измерения количественных закономерностей общественной жизни;
  9. 2) экономическая статистика, изучающая количественные закономерности процессов воспроизводства на различных уровнях;
  10. 3) социальная статистика, изучающая количественную сторону развития социальной инфраструктуры общества (статистика здравоохранения, образования, культуры, моральная, судебная статистика и др.);

4) отраслевые виды статистики (статистика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и т.д.).

Перечисленные разделы статистики, развивая и совершенствуя свою методологию, способствуют развитию статистической науки в целом.

2. Категории статистики

  • К основным категориям статистики относятся совокупность, признак, вариация, показатель, статистическая закономерность.
  • Статистическая совокупность – это множество реальных объектов, явлений и процессов, имеющих единую качественную основу, но отличающихся по ряду признаков.
  • Отдельные объекты, образующие совокупность, называются единицами совокупности.

Признак – это конкретное свойство единиц совокупности, которое можно пронаблюдать и измерить. Различают количественные и качественные (атрибутивные) признаки. Количественные признаки могут быть выражены числами и отличаются друг от друга по величине, т.е.

могут быть непосредственно измерены, исчислены. Различают дискретные и непрерывные количественные признаки. Дискретные признаки характеризуются тем, что варианты выступают в виде прерывных величин, т.е. отличаются друг от друга на какую-то конечную величину и принимают целые значения.

Непрерывные признаки в определенных пределах могут принимать как целые, так и дробные значения. Под качественными признаками понимают признаки, которые не могут быть измерены и значения которых отличаются друг от друга сущностными чертами.

Внутреннее содержание качественных признаков, их форма, свойства могут быть выражены с помощью атрибута, слова, понятия, отражающего суть конкретного объекта (пол, профессия, вид продукции, цвет и т.д.). Альтернативные признаки – это признаки, которые могут принять только одно из двух противоположных значений.

  1. Основные признаки характеризуют внутреннее содержание и сущность изучаемого явления или процесса.
  2. Второстепенные признаки дают дополнительную информацию и непосредственно не связаны с внутренним содержанием явления.
  3. Статистический показатель – количественная оценка социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.
  4. Для характеристики статистической совокупности применяют следующие виды статистических показателей: абсолютные и относительные величины, средние величины, показатели вариации и динамики, показатели связи, индексы и др.
  5. Статистические закономерности изучают распределение единиц статистической совокупности по отдельным признакам под воздействием всего множества факторов.

Статистическая закономерность – объективная закономерность сложного массового процесса, она является формой проявления причинной связи.

Статистические закономерности обнаруживаются на основе массового статистического наблюдения. Этим обусловливается ее связь с законом больших чисел.

Статистическая закономерность с определенной вероятностью гарантирует устойчивость средних величин при сохранении постоянного комплекса условий, порождающих данное явление.

3. Метод статистики

  • Под статистической методологией понимается система принципов и совокупность методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений.
  • Важнейшими составными элементами метода статистики и статистической методологии являются:
  • 1) статистическое наблюдение (сбор данных);
  • 2) сводка и группировка;
  • 3) обобщение и анализ полученных статистических данных.

Сущность первого элемента статистической методологии состоит в планомерном и систематичном сборе первичных данных об изучаемом объекте. Собранные сведения носят исчерпывающий характер.

Второй элемент подразумевает собой разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному или нескольким признакам, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы. Таким образом, все собранные факты подвергаются систематизации и классификации.

Сущность третьего элемента статистической методологии заключается в вычислении и социально-экономической интерпретации обобщающих статистических показателей: абсолютных величин; относительных величин; среди их величин; показателей вариации; показателей динамики; индексов и т.д. В процессе статистического анализа изучается структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

  1. Выделяют следующие этапы статистического анализа:
  2. 1) установление фактов и их оценка;
  3. 2) выявление характерных особенностей и причин явления;
  4. 3) сопоставление явления с нормативными, плановыми и прочими явлениями, принятыми за базу сравнения;
  5. 4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;

5) статистическая проверка выдвинутых гипотез. Три основных элемента статистической методологии являются также тремя стадиями любого статистического исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=oCSQ6GBjcUI\u0026pp=ygVK0J7RhNC40YbQuNCw0LvRjNC90LDRjyDRgdGC0LDRgtC40YHRgtC40YfQtdGB0LrQsNGPINC80LXRgtC-0LTQvtC70L7Qs9C40Y8%3D

К статистической методологии относят и способы, с помощью которых статистика производит свои исследования. Метод статистики выбирается в зависимости от изучаемого явления и конкретного предмета изучения: связи, закономерности или развития.

  • В статистике применяют следующие методы:
  • 1) выборочный метод;
  • 2) индексный метод;
  • 3) корреляционно-регрессионный анализ;
  • 4) дисперсионный анализ;
  • 5) многомерный анализ;
  • 6) балансовый метод.

Большое значение в статистическом исследовании имеют графический и табличный методы, которые позволяют наглядно определить тенденцию развития изучаемого явления. Современная статистика располагает множеством методов анализа данных с применением вычислительной техники, позволяющих описать изменчивую структуру любого явления.

4. Организация государственной статистики в России

  1. Основные задачи статистики в условиях развития в России рыночных отношений:
  2. 1) совершенствование учета и отчетности и сокращение документооборота;
  3. 2) разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;
  4. 3) повышение своевременности статистической информации, поступающей в статистические органы и представляемой ими в структуры государственной власти и управления;
  5. 4) углубление аналитических функций, разрабатываемых статистических данных, формирование тематики проводимых статистических наблюдений.
  6. Система государственной статистики имеет иерархическую структуру, включающую в себя следующие уровни: федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный.
  7. Система государственной статистики в России организована в соответствии с административно-территориальным делением страны и подчиняется таким организационным принципам, как:
  8. 1) централизованное руководство;
  9. 2) единое организационное строение и методология;
  10. 3) неразрывная связь с органами государственного управления.
Читайте также:  Сохранение культурного наследия

Наивысшим органом управления статистикой в России является Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Эта служба решает основные задачи, стоящие перед российской статистикой, обеспечивает единую методологическую основу учета, сводит и анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности.

  • Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные статистической службой, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
  • В своей основной деятельности статистическая служба руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций и утверждаются статистической службой по согласованию с Правительством Российской Федерации.
  • Выделяют следующие основные направления реформирования государственной статистики:
  • 1) обеспечение гласности и доступности информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей;
  • 2) реформирование методологических и организационных основ статистики с учетом изменения теоретических положений науки;
  • 3) совершенствование системы сбора и обработки информации;
  • 4) усовершенствование методологии исчисления статистических показателей с учетом международных стандартов;
  • 5) обеспечение взаимосвязи статистических показателей.

5. История развития статистики

Термин «статистика» впервые употребил немецкий ученый Г. Ахенваль (1719—1772).

Первоначально это слово обозначало сумму знаний о государстве, необходимую купцам, военным, политикам, ученым.

Статистика имеет многовековую историю. Ее путь начался в глубокой древности с зарождения хозяйственного учета. С образованием государств возникла необходимость в сборе сведений о численности населения, составе земель, поголовье скота, состоянии торговли.

Расширение представлений о мире, появление общих идей о государственном управлении вызвали потребность в более детальном описании характеристик государств. Эти описания не содержали цифровой информации и представляли собой развернутые и определенным образом обобщенные сведения, имеющие характер повествования.

Период становления капиталистических отношений, бурный рост общественного производства, расширение международных и торговых связей послужили стимулом развития рационалистического взгляда на природу государства и общества, а следовательно, и предмета статистики.

Первая половина XVII в.

 – период широкого развития первичного учета, период развития фундаментальных наук, период накопления описательных данных в области явлений общественной жизни, которые можно было использовать для статистических обобщений.

Развитие прежде всего таких наук, как математика, философия, право, позволило осознать роль статистики как инструмента социального познания, определить ее предмет и методы исследовательской работы.

  1. В этих условиях возникли две формы, отличные по содержанию, ставшие позднее двумя направлениями в статистической науке:
  2. 1) описательная статистика;
  3. 2) математическая статистика.
  4. Особенности описательной школы статистики:

1) признание государства единственным источником наблюдения и признание главной задачей статистики описания «государственных достопримечательностей». К ним относили территорию государства, население, религию, государственное устройство, внешнюю политику и т.д.;

  • 2) использовались данные наблюдений чиновников, администраторов, полицейских;
  • 3) на ранних этапах не использовались числовые характеристики, недооценивались математические свойства познания;
  • 4) количественные оценки трактовались как частные случаи общего описания;
  • 5) не проводился анализ закономерностей и взаимосвязей, присущих процессам общественной жизни.
  • Особенности математической школы статистики:
  • 1) основная задача – выявление закономерностей и взаимосвязей экономических явлений с применением различных методов расчетов;

2) обоснование выводов числовыми данными. Общероссийская государственная статистика берет свое начало с 1802 г. (Высочайшим манифестом от 8 сентября 1802 г. министерствам было поручено проводить сбор письменных отчетов).

8.1. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ УСЛУГ | Введение

8.1. Формирование основы выборки

Для формировании основы выборки используются итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» проводится 1 раз в 5 лет.

  • Для этого из интегрированной базы данных «Сплошное обследование малых и средних предприятий» выгружаются:
  • — малые предприятия (тип 1) и микропредприятия (тип 4), у которых в каталоге объектов сплошного наблюдения по форме N МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» в резервном поле 1 («Предприятие представило отчет») стоит метка «1» и в резервном поле 6 («Предприятие, оказывающее платные услуги населению») или резервном поле 7 («Предприятие, являющееся посредником при оказании платных услуг населению») стоит значение «1»;
  • — индивидуальные предприниматели (ИП), у которых в каталоге объектов сплошного наблюдения по форме N 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» в резервном поле 1 («ИП представил отчет») стоит метка «1» и в резервном поле 7 («ИП, оказывающий платные услуги населению») или в резервном поле 8 («ИП, являющийся посредником при оказании платных услуг населению») стоит значение «1».
  • Для каждого малого предприятия, микропредприятия и ИП выгружаются следующие реквизиты: код ОКПО, код ОКАТО, коды видов фактически осуществляемой деятельности по ОКВЭД2, тип предприятия (ИП), объем платных услуг населению (или выручка от реализации товаров (работ, услуг)) по каждому виду фактически осуществляемой деятельности, краткое наименование предприятия.
  • Если в полученном перечне имеются единицы наблюдения с одинаковыми кодами ОКПО (то есть одна и та же организация или ИП имеет нескольких видов деятельности), то в основе выборки оставляется единица наблюдения, у которой значение показателя «объем платных услуг населению» (или выручка) наибольшее.

Для каждой единицы наблюдения в качестве кода услуги присваивается код укрупненной иноаспектной группировки ОКВЭД2 с использованием собирательной классификационной группировки «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденной приказом Росстата от 23 мая 2016 г. N 244 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2016 года регистрационный N 42540) (см. приложение N 1).

  1. Для каждого типа предприятия (тип 1, тип 4, ИП) формируется основа выборки в виде таблицы N 1.
  2. Таблица N 1
  3. Основа выборки
  4. По типу предприятия
  5. (малое предприятие/микропредприятие/ИП)
N п/п Код ОКПО Наименование организации (ИП) Код ОКАТО Код вида деятельности по ОКВЭД2 Код укрупненной иноаспектной группировки по ОКВЭД2 (код услуги) Объем платных услуг населению (или выручка), тыс. рублей
1 2 3 4 5 6 7

Каждая основа выборки разбивается на два массива. В первый массив включаются единицы наблюдения, которые обследуются на сплошной основе. Второй массив включает оставшиеся единицы наблюдения, из которых извлекается выборка.

  • В первый массив из списка ИП отбираются индивидуальные предприниматели, которые относятся к средним предприятиям (тип 3).
  • Далее (для каждой основы выборки):
  • 1) осуществляется расслоение единиц наблюдения по кодам укрупненной иноаспектной группировки по ОКВЭД2 (видам услуг);
  • 2) если количество единиц наблюдения в слое менее 10, то они все включаются в первый массив и обследуются на сплошной основе;

3) в оставшихся слоях (т.е. с объемом больше 10 единиц наблюдения) производится ранжирование единиц наблюдения по возрастанию значения показателя «объем платных услуг населению» (или выручка);

Читайте также:  Оспаривание актовой записи

4) отбираются крупные единицы наблюдения, у которых показатель «объем платных услуг населению» (или выручка) имеет значительный удельный вес среди организаций (ИП) региона по следующему алгоритму:

а) Рассчитываются параметры:

xi объем j-ой единицы наблюдения в i-м слое;
Ni число единиц наблюдения в i-м слое (объем i-го слоя в основе выборке).
  1. Отобранные таким образом единицы наблюдения включаются в первый массив и обследуются на сплошной основе;
  2. 5) из совокупности оставшихся единиц наблюдения второго массива извлекается выборка методом систематического отбора в соответствии со следующим алгоритмом и с объемами, заданными в таблицах N 2 и N 3:
  3. Таблица N 2
  4. Объем выборки малых предприятий и микропредприятий, оказывающих платные услуги населению
N пп Интервалы по количеству организаций Процент отбора, %
1 0 — 10 100
2 11 и более 20

Таблица N 3

Объем выборки индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению

N пп Интервалы по количеству ИП Процент отбора, %
1 0 — 10 100
2 11 — 20 20
3 21 и более 10

а) Присваиваются порядковые номера от 1 до Ni элементам совокупности для каждого слоя.

б) Рассчитывается шаг отбора для каждого слоя по i-му виду услуг (hi):

Ni число единиц наблюдения в i-м слое;
ni число отбираемых единиц наблюдения в i-м слое.

в) Определяется начало отбора (a1) для каждого слоя. Это должно быть случайное целое число из [1; h].

  • г) Производится отбор единиц наблюдения в соответствии с интервалом отбора, начиная с единицы, попавшей в выборку первой с номером a1:
  • a2 = a1 + h
  • a3 = a1 + 2h

a4 = a1 + 3h и т.д.

6) списки единиц наблюдения первого массива, обследуемых на сплошной основе, и отобранных по алгоритму во второй массив, объединяются;

7) проводится как количественный, так и качественный анализ единиц наблюдения, которые не попали во вновь сформированную выборку. Осуществляется адаптация существующего перечня базовых единиц наблюдения с новой выборочной совокупностью. При этом используется процедура «просеивания», в результате чего добавляются в выборку организации (ИП), необходимые для сбора информации в регионе.

Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики вправе принимать решение о довключении в выборку организаций (ИП), являющихся стратегически важными для данного региона, то есть используется процедура «просеивания» (например, принятие соответствующих нормативных актов по субъекту Российской Федерации, поручение местных органов власти и так далее).

Важным условием поддержания выборки в рабочем состоянии является ее постоянная адаптация к изменениям, происходящим в экономике региона. В этих условиях необходимо провести сопоставление единиц наблюдения, включенных в выборку, с перечнем тех организаций (ИП), которые постоянно функционируют в сфере услуг.

Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж

Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (далее — Методология) сформирована Банком России в целях осуществления функций в области организации официального статистического учета прямых инвестиций и соответствует законодательству Российской Федерации, базовым принципам и определениям «Эталонного определения ОЭСР для иностранных прямых инвестиций» (2008) (далее — Эталонное определение), «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, 6-е издание (РПБ6)» Международного валютного фонда (МВФ) и экономической концепции, принятой в Системе национальных счетов (СНС).

Методология включает в себя изложение правовых основ, принципов и стандартов официального статистического учета прямых инвестиций; перечень основных понятий и терминов; описание статистического инструментария, методов сбора, контроля, редактирования и обработки данных; сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных; подходов к оценке точности (качества) официальной статистической информации и ее систематизации.

I. Правовые основы официального статистического учета прямых инвестиций

Основополагающим законодательным актом, устанавливающим правовые основы осуществления Банком России функции официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, является Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями (далее — Закон № 86-ФЗ). Пунктами 16.2 и 16.3 статьи 4 Закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России выполняет следующие функции:

  • осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения.

Обязанность респондентов безвозмездно представлять Банку России первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, установлена Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» с изменениями, далее — Закон № 282-ФЗ (часть 10 статьи 8).

Закон № 86-ФЗ (статьи 57, 76.6 и 76.7) и Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями (статья 43) устанавливают обязанность составлять и представлять Банку России отчетность кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, банковскими группами, банковскими холдингами.

Нарушение указанного порядка представления первичных статистических данных для осуществления Банком России функции по официальному статистическому учету прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

II. Принципы официального статистического учета прямых инвестиций и применяемые стандарты

  • При осуществлении официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж Банк России опирается на рекомендованные ООН Основополагающие принципы официальной статистики и принципы официального статистического учета, установленные статьей 4 Закона № 282-ФЗ.
  • Принципами официального статистического учета являются:
  • 1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);
  • 2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;
  • 3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;
  • 4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации;
  • 5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использовании в целях формирования официальной статистической информации;
  • 6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;
  • 7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;
  • 8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

III. Основные понятия и определения

Прямые инвестиции — категория трансграничных инвестиций, при которых резидент одной страны контролирует или имеет значительную степень влияния на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны.

Главные компоненты прямых инвестиций представлены участием в капитале и долговыми инструментами. Прямые инвестиции могут включать в себя вложения нерезидентов в недвижимость в Российской Федерации и вложения резидентов Российской Федерации в недвижимость за рубежом, которые в таком случае рассматриваются как прямые инвестиции в условную институциональную единицу (резидента или нерезидента).

Отношения в рамках прямых инвестиций (далее — ОРПИ) отношения между прямым инвестором и предприятием прямого инвестирования, а также между предприятиями прямого инвестирования, являющимися связанными сторонами в рамках ОРПИ.

Прямой инвестор 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector