Существует довольно много ситуаций, при которых требуется восстановление ранее принятого к вычету НДС. Исходя из причин, вызвавших необходимость восстановления налога, по которому ранее применялся налоговый вычет, используется тот или иной порядок корректировки.
Почему при передаче имущества следует восстановить НДС
Если осуществлена передача имущественных ценностей, не признаваемых объектами для начисления НДС (п.1,2 ст.146, пп.2 п.3, пп.4 п.2 ст.170 НК РФ), следует восстановить налог.
Однако если имущество передаётся на условиях обоюдного соглашения о совместной деятельности, то это требование теряет силу. Такое положение было введено в 2016 году (постановление Президиума ВАС РФ №2196/10).
Если обратиться к правилу общего характера для НДС, то в рассматриваемом случае восстановительный процесс продолжается в течение 10 лет от момента начисления амортизации.
При передаче имущества следует восстанавливать НДС только в случаях, специально оговорённых в НК РФ
Спецрежим и условия освобождения от НДС
Если предприятие работает одновременно по ЕНВД и ОСНО, процесс восстановления налога проходит по приведённой далее схеме.
Схема корректировки налога с формулами расчёта сумм НДС к восстановлению
Предприниматель, являющийся налогоплательщиком, восстанавливает вычтенный ранее НДС по общим правилам, т. е. на протяжении 10 лет. Если же он переходит на УСН или становится плательщиком ЕНВД и уже не является НДС-ником, ему необходимо восстановить налог, списанный при приобретении недвижимости единовременно.
Что касается налога по услугам, он не восстанавливается, чего нельзя сказать об НДС по выполнению работ. Здесь желательно рассматривать каждый случай индивидуально.
Как посчитать суммы НДС к восстановлению
Согласно п.5 ст.38 НК РФ, услуги используются в момент их предоставления, поэтому их стоимость полностью учтена в акте.
А с выполнением работ дело обстоит несколько иначе: их результат может применяться на протяжении определённого времени (п.4 ст.38).
Однако если в момент приёмки работ их стоимость учли сразу в расходах, то НДС не восстанавливают, т. к. результат работы считается использованным.
Если подрядчик переходит на спецрежим, восстанавливается НДС на стоимость работ по незавершённому строительству. Когда строительство будет закончено, и выполненный объект приобретёт статус ОС, его будет использовать неплательщик налога.
К вычету не принимаются восстановленные средства по имуществу, используемому в деятельности, подлежащей уплате НДС.
Есть ли основания для восстановления НДС при длительном использовании основных средств
Условия, при которых НДС не восстанавливается:
- имущественные объекты прошли амортизацию;
- после покупки и введения их в эксплуатацию минуло 15 лет.
Минфин РФ придерживается мнения, что к недвижимым объектам, амортизируемым с 1 января 2006 года, применяется постепенный режим восстановления.
Предложенная выше схема демонстрирует предлагаемый финансовым министерством порядок.
Как стать неплательщиком НДС
Чтобы претендовать на освобождение от уплаты рассматриваемого налога, восстанавливается ранее вычитанный налог. Это можно сделать по формуле, предложенной в пп.2 п.3, пп.3 п.2 ст.170, п.8 ст.145 НК РФ.
Обратите внимание, что восстановить НДС следует единовременно, причём сделать это нужно в течение квартала, предшествующего тому, в котором планируется получить освобождение.
Когда должно предоставляться освобождение от налога
Получить освобождение от НДС можно в следующих случаях:
- по материально-производственным запасам;
- если амортизация исчисляется до 1 января 2006 г.;
- по ОС, не относящимся к недвижимому имуществу;
- по нематериальным активам;
- если амортизация по недвижимости исчисляется начиная с 1 января 2006 года, восстановление происходит постепенно: в последнем квартале в течение десяти лет (п.6 ст.171 НК РФ).
Кстати, некоторые эксперты убеждены, что если в последнем квартале применяется освобождение от НДС, то ранее вычитанный налог восстанавливать необязательно. Возможно, это мнение имеет под собой реальную основу, но оно может вызвать спорные ситуации, когда налоговый инспектор не согласится с таким решением. В этой ситуации не исключены судебные разбирательства.
Руководителю следует принимать во внимание риск возникновения судебных разбирательств в случае игнорирования позиции налоговых органов
НДС с сумм авансовых платежей
Ситуация, когда с выплаченного аванса поставщику покупатель относил НДС к вычету, требует восстановления в единовременном режиме в квартале, в течение которого необходимо:
- вычитать входной налог по продукции, за реализацию которой произведён авансовый платёж. Сумма восстановленного НДС должна быть равной вычтенной за полученную продукцию;
- при внесении изменений в контракт или в случае его расторжения необходимо возвратить полученный ранее аванс.
Сумма возвращённого налога должна соответствовать начислению на возвращённый аванс.
Видео: подробный разбор проводок по НДС с авансов
Настойчивость чиновников органов налогового контроля
Когда имущество не применяется на предприятии и не передаётся другим организациям, ФНС и Минфин РФ категорически требуют произвести восстановления налога.
Приведённая ниже схема даёт более детальное представление о процессе восстановления НДС.
Пошаговый план с формулами расчёта сумм НДС к восстановлению по объектам недвижимости
Судебная практика имеет прецеденты, которые доказывают, что в ряде случаев нет необходимости для восстановления рассматриваемого вида налога. НДС не надо восстанавливать:
- при хищениях и недостачах материально-производственных запасов и основных средств;
- если ОС и МПЗ пострадали от природных стихий или сгорели при пожаре;
- если ОС списаны на основании их полного износа;
- при списании по причине окончания срока годности;
- по бракованному сырью;
- из-за списания МПЗ при потере товарного вида.
Суды, принимающие подобные решения, руководствуются веским аргументом о том, что во всех случаях, не перечисленных в п.3 ст.170 НК РФ, восстанавливать НДС не следует.
Если налоговые инспекторы настаивают на восстановлении налога, не стоит безропотно им подчиняться. Налогоплательщики в данной ситуации правы. Целесообразно обратиться за справедливостью в суд, ведь вероятность доказать свою правоту довольно высока, и решение наверняка изменится в вашу пользу.
Порядок восстановления налога при уменьшении стоимости продукции
Если причиной для восстановления НДС является изменение в сторону уменьшения стоимости или количества товара, подлежит восстановлению только разница между суммами налога, начисленными от стоимости полученных средств до и после изменения. Восстанавливается НДС в квартале, в котором определена налоговая база по экспортируемым товарам.
Восстановление входного НДС при субсидиях из госбюджета
Если из госбюджета выделяются субсидии на компенсацию расходов, на них не начисляется НДС. В соответствии с пп.3 ст 170 НК РФ налог восстанавливается только в том случае, если он не относится к налогооблагаемым операциям. Иначе произойдёт двойное возмещение убытков.
Из этого следует, что при начислении НДС по товарам и услугам за счёт выделенных средств из госбюджета, эти суммы не принимаются к вычету и их необходимо восстанавливать. Более сложная ситуация возникает при частичном возмещении затрат в виде государственных субсидий.
Тогда придётся прибегнуть к универсальному методу, представленному в п.4 ст.170.
Применение ставки 0% в экспортных операциях
До 1 января 2015 г. налогоплательщик был обязан восстановить НДС, если принятые к вычету средства являлись результатом экспортной реализации. После этой даты, согласно изменениям в ФЗ №366, плательщики налогов, являющиеся экспортёрами, принявшие налог на добавленную стоимость по средствам, применённым в нулевых операциях, освобождаются от восстановления налога.
https://www.youtube.com/watch?v=vUl6ZINOA8I\u0026pp=ygUS0J_QvzQg0L8zINGB0YIgMTcw
Чтобы не допустить негативных последствий в результате налоговых проверок, экспортёру лучше всё-таки заняться восстановлением НДС при использовании 0% ставки до 1 января 2015 г., ведь выездная проверка, назначенная в 2017 году, охватит период 2016, 2015 и 2014 гг.
Законодательные нововведения, актуальные в 2017 году
В ФЗ «Об изменениях в Налоговом кодексе» внесены следующие правовые нормы, касающиеся порядка восстановления НДС:
- дополнительный период для восстановления — момент освобождения от НДС;
- при переходе ИП на ПСН требуется восстановление НДС;
- отменяется восстановление НДС по товарам и услугам, учтённого в вычетах до момента применения нулевой ставки.
Особенности процесса восстановления налога
Восстановить налог необходимо при изменении условий, которые касаются текущей деятельности налогоплательщика полностью или частично. Перечислим их:
- если субъект предпринимательской деятельности относится к льготной категории и освобождается от налога (п.8 ст.145.1 НК РФ);
- деятельность, совмещающая освобождение и налогообложение, при этом происходит изменение режима (пп.2 п.3 ст.170 НК РФ);
- наличие необлагаемых операций.
Если выполняются перечисленные ниже действия, также необходимо восстанавливать налог:
- внесение имущественных объектов в УК (пп.1 п.3 ст.170 НК РФ);
- изменения, вызванные выдачей аванса (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ);
- изменение стоимости приобретённых ранее товаров (пп.4 п.3 ст.170 НК РФ);
- получение компенсаций за понесённые расходы (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ).
Видео: восстановление НДС, ранее принятого к вычету
Формула расчёта НДС
Для вычисления налога, например, по ставке 18%, применяется формула:
Сумма НДС = стоимость продукта х 18%.
Как рассчитать налог, который подлежит уплате в бюджет
Предприятие реализовало продукцию на сумму 200 тыс. руб., налог на добавленную стоимость при этом равен 18%.
200 000 х 18% = 36 000 руб.
Чтобы подсчитать НДС, принимаемый к вычету, удобно воспользоваться формулой, приведённой на рисунке.
Формула для расчёта вычета по НДС: актуальна в 2017 году
Отражение НДС в учёте
Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, необходимо правильно начислять НДС с реализации и контролировать проводки, отражающие суммы к возмещению.
В помощь бухгалтеру, ведущему учёт в программе 1С — регламентная процедура контроля операций с налогом. Она анализирует отражение НДС в учёте и даёт подробные пояснения о суммах начисленного и уплаченного налога.
Фактически процедура является наглядным отражением приведённой выше формулы.
Анализ учёта НДС позволяет выявить все ошибки и рассчитать правильную сумму НДС к уплате в бюджет
Безопасный вычет: какую долю налога можно принимать к возмещению
Опытный предприниматель понимает, что судьба его компании во многом зависит от отношений с налоговой инспекцией. Чтобы не провоцировать излишнюю заинтересованность со стороны контролирующих органов, следует придерживаться золотой середины и рассчитывать безопасный вычет НДС. Для этого существует формула удельного веса вычетов.
Общая доля вычетов по НДС = НДС, принятый к вычету / Сумму начисленного НДС * 100%
Используя эту формулу, можно получить показатель доли вычетов. Если она, к примеру, превысит 89%, это может стать причиной выездной налоговой проверки.
Удельный вес вычетов в общей сумме НДС
ФНС проводит анализ вычетов и обращает особое внимание, если доля вычетов превышает 89% или приближается к этой цифре. В связи с этим налогоплательщику могут выдать предписание о предоставлении дополнительных объяснений.
Естественно, руководителю предприятия следует заранее анализировать этот показатель и регулировать свою деятельность таким образом, чтобы избежать негативных моментов и не изощряться, объясняя завышенную сумму вычета по НДС.
https://www.youtube.com/watch?v=vUl6ZINOA8I\u0026pp=YAHIAQE%3D
Восстановить НДС, ранее принятый к вычету — стандартная процедура для юридического лица, ведущего свою деятельность на общей системе налогообложения.
Принятие к учёту счетов-фактур для возмещения уплаченного НДС, а также восстановление налога должны осуществляться в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Если принято решение предъявить НДС к вычету с превышением безопасной доли налога, нужно быть готовым к вопросам со стороны чиновников. Главное — чётко понимать нюансы своей системы налогообложения и действовать в зависимости от выбранной ситуации по заранее регламентируемому алгоритму.
- Илья Лаптев
- Распечатать
Восстановление НДС, ранее принятого к вычету
Один из минусов отказа от общей системы налогообложения (ОСН) – необходимость в восстановлении НДС, ранее принятого к вычету. И это не единственный случай, когда восстановление сумм НДС – обязанность налогоплательщика. Мы расскажем вам о нюансах таких ситуаций.
Когда и как нужно провести восстановление
Восстановление НДС, ранее принятого к вычету, означает, что НДС, отраженный в части покупок, попадает в Книгу продаж. Таким образом возникает реальный риск увеличения задолженности перед бюджетом. Особенно, если отсутствует входной НДС, достаточный для того, чтобы перекрыть последствия восстановления.
Необходимость такого невыгодного для компании мероприятия может возникнуть в различных ситуациях:
1. Переход на специальный режим
Перечень необходимых действий (абз. 9 п. 3 ст. 170 НК РФ) приведен в наших материалах:
Отметим, что тот же порядок действий и для тех, кто применяет ЕНВД.
2. Передача в уставный капитал
Порядок действий зависит от того, какой объект компания передает в качестве инвестиций. Как правило, это – имущество или имущественные права. Самый простой вариант действий – восстановление полной суммы ранее зачтенного налога.
Однако этот способ подходит не для всего имущества. Например, по нематериальным активам (основным средствам) необходимо рассчитать более выгодную для компании сумму восстановления.
Она пропорциональна остаточной или балансовой стоимости.
Внимание!
При расчете пропорции для восстановления НДС по нематериальным активам (основным средствам) не учитывайте данные переоценки. Для получателя обязательно укажите размер восстановленного НДС. Без такой расшифровки принимающая сторона не сможет заявить вычет (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
3. Изменение назначения использования имущества
Компания вполне может приобрести имущество с НДС и даже возместить его, если имущество используется в облагаемых НДС операциях, а спустя какое-то время использование имущества приобретет другое направление.
Например, деятельность, где компания его использует, не будет подпадать под налогообложение НДС. Соответственно, ранее использованные вычеты компания должна будет восстановить. К рассматриваемым операциям относят, например, случаи, когда:
- местом реализации стала не Россия, а другая страна;
Важно!
С 01.07.2019 г. Вносятся изменения в порядок учета «Входного» НДС при выполнении работ (оказании услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.
- операция в принципе не может быть признана реализацией.
Обычно НДС восстанавливают в полной сумме. Однако, если изменение назначения использования произошло у основных средств (нематериальных активов), порядок восстановления смотрите в пункте 2 настоящего материала. Вывод об идентичности подходов в указанных ситуациях основан на подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
4. Зачет авансирования
НДС, оплаченный в составе авансов, нужно восстановить, если:
- оприходованы объекты учета, за которые был перечислен аванс;
- контрагент вернул компании ранее перечисленный аванс.
- Об этом сказано в подпункте 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
- Также необходимо восстановить НДС при списании дебиторской задолженности по уплаченному авансу за товары (работы, услуги), которые вы так и не получили.
- 5. Уменьшилась стоимость (количество) полученных товаров, работ, услуг
Необходимо произвести восстановление суммы, равной разнице между двумя значениями НДС — исчисленным до и после уменьшения (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ). Причем сделать проводки необходимо в одном из кварталов, включающем в себя дату, когда поступили:
- исправленная «первичка»;
- корректировочный счет-фактура.
Об этом сказано в подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ.
6. Получение бюджетных субсидий
Некоторые компании получают из бюджета различного рода возмещения. В том числе, например, возмещение затрат, возникших из-за необходимости оплатить (уплатить):
- товары (работы, услуг), с учетом НДС;
- НДС при ввозе товаров на территорию РФ (под юрисдикцией нашей страны).
Об этом сказано в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
7. Использование различных активов в рамках операций с нулевой ставкой
Самая распространенная из таких операций – экспорт. Мы не стали объединять настоящий пункт с пунктом 3 нашего перечня, так как при экспорте, например, свои особенности восстановления налога. В частности, вычет возможен, только если собраны все документы, подтверждающие ставку 0% (их сбор объективно занимает несколько месяцев).
Судебная практика по восстановлению НДС
Многие пункты предыдущего раздела нашего материала сложно назвать широко распространенными. Однако даже по привычным из них, например, по восстановлению аванса, регулярно возникают судебные споры.
Так, одна компания пыталась оспорить выводы инспекторов относительно деклараций НДС за II и III кварталы 2015 года. Компании было отказано в возмещении НДС из-за того, что она провела восстановление сумм налога не в том квартале. Налоговиков поддержали суды трех инстанций и Верховный Суд РФ.
Судьи всех четырех судов сошлись во мнении, что:
- компания должна была провести восстановление в том квартале, когда произошло исполнение договора и, соответственно, контрагент принял у себя НДС к вычету;
- НК РФ не содержит упоминания о возможности перенесения срока восстановления на другой квартал.
Компания продолжала настаивать, что ничего не нарушила, восстановив НДС в IV квартале 2015 года, так как:
- именно в указанный период были получены необходимые для восстановления оправдательные документы;
- на указанную налоговиками дату вычет был невозможен (при запросе налоговиков компания не смогла бы предоставить оправдательные документы);
- действие по алгоритму, указанному налоговиками означало бы возникновение настолько больших расходов на погашение недоимки, что это могло подкосить экономическое состояние компании.
Судьи признали недостатки налогового алгоритма, перечисленные налогоплательщиком (Определением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. № 2796-О). Однако решили, что приведенные компанией аргументы не могут служить основанием для освобождения ее от обязанностей обычного налогоплательщика.
Как избежать ошибок
Нетипичные операции могут привести к тому, что даже хороший бухгалтер, никогда с ними не работавший, допустит массу ошибок. Чтобы налоговые органы не стремились пополнить бюджет за счет компании, необходимо:
- исключить все налоговые риски, чреватые материальными и репутационными потерями для бизнеса;
- всегда увязывать различные виды учета – для этой цели служат контрольные соотношения, настолько многочисленные, что ручная увязка, как правило, исключена (необходима специальная программа, приобретение которой лишь для одной компании дороговато);
- тщательно перепроверять все показатели, учитываемые налоговиками.
Только комплекс перечисленных мероприятий позволит избежать доначислений по НДС от отдела камеральных проверок. Отметим, что при аутсорсинге бухгалтерии мы минимизируем влияние человеческого фактора.
Кроме того, наши специалисты подготовлены для оказания всесторонней поддержки исключительно на экспертном уровне. Вы можете рассчитывать на нашу помощь при любом взаимодействии или, наоборот, конфликте с ИФНС, например, при подготовке таких документов для налоговой, как:
- ответы на запросы и требования с железобетонной аргументацией в пользу компании;
- пояснения для представления непосредственно в налоговых органах (например, на комиссиях по легализации и допросах).
Представляя интересы клиента, мы используем все законные средства для борьбы за благоприятный для клиента исход по итогам проверки, в том числе тематических проверок по восстановлению НДС.
Темы
главбуху финдиректору консалтинг ндс аутсорсинг
В какой момент следует восстановить вычет ндс с аванса
I. Описание проблемы
Уплативший аванс (внесший предоплату) покупатель имеет право на вычет НДС с этой суммы. Для этого ему нужно иметь счет-фактуру, выставленный продавцом, документ, подтверждающий оплату, и договор, предусматривающий перечисление указанных сумм (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).
В свое время этот вычет придется восстановить, а именно в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ.
Восстановление производится в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Все это заложено в пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Казалось бы, все ясно и просто.
На деле возникают казусы, обусловленные как невнимательностью налогоплательщика и задержками в документообороте, так и косвенным характером налога, что заставляет продавца и покупателя действовать в одной связке, но «зеркально».
При отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в счет сумм ранее полученной оплаты, частичной оплаты продавец уплачивает НДС с реализации и получает право на вычет НДС, ранее внесенного им в бюджет с полученного аванса.
У продавца вычет производится с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Покупатель же по общему правилу получает право на вычет при отгрузке в том налоговом периоде, в котором выполнены следующие условия (п. 1 ст. 169, п. 2 ст. 171, п. 1, п. 1.1 ст. 172):
- покупка предназначена для использования деятельности, облагаемой НДС;
- имеется счет-фактура (УПД);
- товары (работы, услуги) и имущественные права приняты на учет.
Но ведь на документооборот требуется время и покупатель работ, услуг, имущественных прав может далеко не оперативно получить документы, на основании которых он примет к учету эти объекты, а товар-то и подавно, пока доедет, пока оприходуют…
Может возникнуть временной сдвиг: продавец в течение квартала отгрузку произвел, имеет право принять к вычету НДС, ранее уплаченный с аванса.
А покупатель до конца этого квартала ценности не поставил на учет и восстановление вычета НДС в отношении аванса производит уже в следующем квартале – когда, по его мнению, у него выполняются все условия для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам.
В бюджете образуется дисбаланс: по состоянию на конец квартала, в котором была произведена отгрузка, обе стороны произвели вычет налога (продавец в отношении НДС, уплаченного им ранее с аванса, а покупатель в отношении НДС с предоплаты), а уплатил по отгрузке только продавец, покупатель же еще не восстановил вычет.
II. Когда же надо восстановить вычет
Если дело лишь в задержке подписания, поступления документов (накладных, актов, счетов-фактур и т. д.), то сослаться на это как на весомый аргумент, чтобы отложить восстановление вычета, не удастся.
Инвестиционная активность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также имущественные права налогоплательщиков существенно ограничены п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ
С 2011 года в статью 170 НК РФ было внесено более 10 принципиальных изменений, направленных на ограничения права на налоговый вычет для налогоплательщиков – получателей субсидий и бюджетных инвестиций, в результате принятия 6 федеральных законов, 5 из которых приходится на временной промежуток 2016-2018 гг.
При этом до 2011 года законодатель не усматривал заслуживающей внимания с точки зрения реализации права на налоговый вычет и связанной с фактом получения бюджетных средств специфики экономического положения налогоплательщика – получателя субсидий и бюджетных инвестиций, поскольку каких-либо специальных правил на этот счет налоговое законодательство не содержало.
В текущей редакции нормы п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ полностью ограничивают право на применение налоговых вычетов по НДС налогоплательщиками, которые осуществили приобретение товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий и (или) бюджетных инвестиций безотносительно к уровню бюджетной системы, предоставившей денежные средства.
Как сама экономическая модель НДС (налог именно на добавленную стоимость, а не на всю стоимость реализуемых товаров (работ, услуг)), так и право на налоговые вычеты по данному налогу не есть нечто конституционно-предопределенное, изначально обязательное для законодателя.
Равным образом, и само право на налоговые вычеты может быть законодателем ограничено, но только при условии соблюдения как общих конституционно-правовых пределов, основанных на ч. 3 ст.
55 Конституции Российской Федерации (налогообложение представляет собой ограничение права собственности), так и специальных, в развитие ст. 57 Конституции Российской Федерации выводимых на протяжении многих лет Конституционным Судом Российской Федерации.
Так, предусмотрев механизм обложения добавленной стоимости посредством применения налогоплательщиками налоговых вычетов законодатель, в частности, стал связан действием конституционного принципа всеобщности и равенства налогообложения , который ограничивает возможные изъятия из правил о налоговом вычете, не обусловленные заслуживающими внимания конституционными целями, а также целым рядом других конституционных принципов.
Механизм налогового вычета по НДС, назначение которого состоит в обеспечении налогообложения добавленной стоимости товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком в облагаемой данным налогом деятельности, представляет собой совокупность норм, призванных обеспечить компенсацию налогоплательщику расходов на уплату предъявленного ему его контрагентами НДС в составе приобретенных для целей дальнейшего использования в деятельности, облагаемой НДС, товаров (работ, услуг).
Нормы ст.
170 НК РФ, направленные на ограничения права на применение вычетов по НДС налогоплательщиками-получателями субсидий и бюджетных инвестиций, обусловлены стремлением законодателя исключить возможность экономически двойной компенсации расходов налогоплательщиков на уплату предъявленного ему его контрагентами НДС за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при получении ими субсидий и бюджетных инвестиций.
Следовательно, в случае наличия экономически двойной компенсации расходов налогоплательщиков на уплату предъявленного НДС за счет бюджетных средств законодатель полагает допустимым отступление от назначения НДС – обеспечения налогообложения не всей, а только добавленной стоимости товаров (работ, услуг).
Например, поскольку Российская Федерация дискреционно принимает как решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (п. 1 ст.
78 БК РФ), так и правовые условия ее предоставления, ограничение права на налоговый вычет в связи с получением налогоплательщиком данной субсидии может быть рассмотрено как одно из условий ее предоставления безотносительно к тому, где – в налоговом законодательстве или нормативно-правовом акте о субсидировании предусмотрено данное условие, в связи с чем такой подход законодателя укладывается в конституционно-правовые рамки рассматриваемого ограничения.
Однако к рассматриваемому регулированию имеется, как минимум, 2 существенные претензии.
Во-первых, в случае приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) за счет субсидий, цель предоставления которых состоит в компенсации недополученного дохода в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 78 БК РФ), ограничение права на налоговый вычет НДС, оплаченного в составе приобретенных товаров (работ, услуг) за счет таких субсидий представляется недопустимым с конституционных позиций.
Компенсация выпадающих доходов, возникших у субъекта предпринимательской деятельности в результате императивного вторжения государства в сферу его свободы не может быть поставлена под условие отказа от общего порядка применения налоговых вычетов. Такой отказ не позволяет говорить о полном восстановлении имущественного положения субъекта предпринимательской деятельности посредством предоставления ему субсидии, что нарушает конституционные гарантии защиты права собственности.
Во-вторых, закрепление в налоговом законодательстве правила о снятии с Российской Федерации обязательств по предоставлению налогового вычета производителям товаров (работ, услуг) в связи с предоставлением субсидий и инвестиций из региональных и местных бюджетов для оплаты сумм предъявленного налогоплательщикам их контрагентами НДС в составе цены с экономических позиций означает переложение бремени предоставления налогового вычета на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (посредством компенсации налогоплательщику затрат на уплату им НДС в составе цены приобретенных товаров (работ, услуг).
Однако нормы налогового законодательства не должны истолковываться как позволяющие переложить обязательства Российской Федерации по предоставлению налогового вычета на публично-правовые образования других уровней (за исключением случаев предоставления субвенций из федерального бюджета на соответствующие цели) – обратный подход не соответствует принципу бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В условиях действия данного принципа принятие региональными и местными бюджетами на себя обязательств по предоставлению налоговых вычетов производителям товаров (работ, услуг) не может рассматриваться в качестве обязательного условия принятия данными бюджетами на себя расходных обязательств по предоставлению субсидий или бюджетных инвестиций. Обратный подход трансформирует НДС в прямой налог на расходы региональных и местных бюджетов, не только формально-юридически нарушая принцип бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (там, где она осталась), но и существенно ограничивая экономические возможности для их инвестиционной активности.
В целом, отметим, что столь широкий круг форм бюджетных расходов, охваченных ст.
170 НК РФ в соответствующей части (по крайней мере, на первый взгляд) — а бюджетное законодательство знает более 10 видов субсидий и бюджетных инвестиций, использование законодателем родовых понятий общего характера (понятий субсидий и бюджетных инвестиций безотносительно к их видам; использование категорий экономического характера – «бюджетные инвестиции на возмещение затрат») позволяет сделать предварительный вывод о том, что законодатель видит необходимость исключения ситуаций двойной компенсации расходов налогоплательщика на уплату предъявленного НДС в максимально большом количестве случаев предоставления бюджетных средств. А именно – во всех случаях, при которых налогоплательщику компенсируются расходы на оплату предъявленного ему в составе цены приобретенных товаров (работ, услуг) НДС.
Неоднократное внесение принципиальных поправок в НК РФ только ко второму чтению, отсутствие их содержательного обсуждения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, отсутствие пояснительной записки к рассматриваемым поправкам проблему системного восприятия законодательных изменений осложняет.
3 Марта 2015Размер восстанавливаемого НДС определяется условиями договора
На вопрос отвечает
Е. Н. Вихляева советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Вопрос
С 1 октября 2014 года абз. 3 пп. 3 п. 3 ст.
170 НК РФ действует в новой редакции[1], согласно которой суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Прокомментируйте данное нововведение.
В прежней редакции этого абзаца было сказано об обязанности восстановления суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Теперь в нем дополнительно указано на то, что размер восстанавливаемой суммы НДС определяется с учетом условий договора. Таким образом, если договором предусмотрено, что сумма ранее перечисленного аванса засчитывается в оплату отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не полностью, а частично, то НДС восстанавливается тоже не с полной величины аванса, а лишь с той его части, которая «погашена» отгрузкой.
Добавим: нововведение касается только сделок, стороны которых договорились о том, что аванс засчитывается в счет оплаты отгрузки не полностью, а поэтапно.
Кроме этого, как отмечается в Письме Минфина РФ от 28.11.2014 №03‑07‑11/60891, новый порядок восстановления сумм НДС покупателем и применения вычетов продавцом применяется в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с 1 октября 2014 года.
При этом суммы налога с сумм оплаты, частичной оплаты, восстановленные покупателем и принятые к вычету продавцом в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 и п. 6 ст. 172 НК РФ в редакции, действующей до 1 октября 2014 года, повторно покупателем не восстанавливаются (продавцом к вычету не принимаются).
Проиллюстрировать нововведение можно следующим примером.
Пример
В соответствии с заключенным договором купли-продажи строительных материалов ООО «Подрядчик» в январе 2015 года перечислило продавцу аванс в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Договором предусмотрено, что аванс покрывает 40% стоимости каждой отгрузки, оставшаяся часть оплачивается покупателем в безналичном порядке.
В этом же месяце ООО «Подрядчик» получило стройматериалы на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС – 9 000 руб.). В их оплату была зачтена часть аванса в сумме 23 600 руб. и 35 400 руб. перечислено на расчетный счет продавца.
В феврале 2015 года стоимость приобретенных стройматериалов составила 47 200 руб. (в том числе НДС – 7 200 руб.). В счет их оплаты зачтено 18 880 руб. ранее перечисленного аванса и 28 320 руб. перечислено в безналичном порядке.
В январеООО «Подрядчик» при наличии выставленного продавцом счета-фактуры вправе воспользоваться вычетом «авансового» НДС в размере 18 000 руб.
Приняв к учету строительные материалы и получив от продавца «отгрузочный» счет-фактуру (или УПД со статусом «1»), ООО «Подрядчик» может принять к вычету еще 9 000 руб. налога. При этом НДС должен быть восстановлен в размере 3 600 руб. (23 600 / 118 х 18).
В февралесумма вычета будет равна 7 200 руб., размер налога, подлежащего восстановлению, – 2 880 руб. (18 880 / 118 х 18).
У продавца зеркальная ситуация. В силу обновленной редакции п. 6 ст.
172 НК РФ вычеты сумм авансового НДС производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Следовательно, при отгрузке продавец вправе принять к вычету только ту часть авансового налога, которая соответствует части аванса, относимой по условиям договора в счет оплаты конкретной отгрузки.
Если вернуться к условиям примера, то получится, что в январе продавец:
– начислит авансовый НДС в сумме 18 000 руб. и отгрузочный НДС в размере 9 000 руб. (эти же суммы, как было сказано выше, покупатель вправе принять к вычету);
– примет к вычету часть ранее начисленного авансового НДС в размере 3 600 руб. (эту же сумму покупатель восстанавливает).
Соответственно, в феврале продавец, отразив реализацию, начислит налог в сумме 7 200 руб. и примет к вычету часть авансового НДС в размере 2 880 руб.
- Таким образом, принцип зеркальности соблюдается.
- В аналогичном порядке производится восстановление и вычет авансового НДС по договорам подряда, предусматривающим условие о частичном зачете аванса в оплату стоимости выполненных подрядчиком работ.
- От редакции
До 1 октября 2014 года в вопросе восстановления НДС существовала неопределенность. Налоговые органы настаивали на том, что порядок восстановления НДС не привязан к условиям гражданско-правового договора между сторонами сделки, предусматривающим определенный порядок зачета авансовых платежей в уплату отгруженных товаров (работ, услуг). Причем судьи нередко поддерживали эту точку зрения (определения ВАС РФ от 14.04.2014 №ВАС-3565/14 по делу №А12-12139/2013, от 22.05.2012 №ВАС-5972/12 по делу №А51-11444/2011, от 01.03.2012 №ВАС-1851/12 по делу №А65-1814/2011, Постановление ФАС УО от 31.01.2014 №Ф09-14356/13 по делу №А07-4617/2013). В то же время существовал и противоположный подход: частичное восстановление сумм «авансового» НДС исходя из условий гражданско-правовой сделки (договора подряда, поставки, купли-продажи) не противоречит положениям пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ (Определение ВС РФ от 24.11.2014 №304-КГ14-3718)[2]. Теперь оснований для разночтений нет. Порядок определения восстанавливаемой суммы установлен однозначно, что позволит снизить количество налоговых споров.
[1] Изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 №238-ФЗ.
[2] Дополнительно см. комментарий к Определению ВС РФ от 24.11.2014 №304-КГ14-3718 по делу №А75-8761/2013, размещенный в журнале «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», №12, 2014.
Источник: Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение»