Соглашение россия финляндия

Политика , 24 мая, 02:44 

Россия уведомила Финляндию о прекращении соглашения о двусторонних военных инспекциях

Соглашение предусматривало проведение ежегодных оценочных военных визитов в России и Финляндии и действовало с 2000 года. С апреля Хельсинки являются членом НАТО

Соглашение россия финляндия

Andres Wiklund / TT News Agency / Reuters

Москва уведомила Хельсинки о прекращении соглашения 2000 года, которое предусматривало совершение сторонами оценочных военных визитов, говорится в сообщении финского МИДа.

«Россия прекращает двустороннее соглашение между Финляндией и Россией о дополнительных военных оценочных визитах с 1 июня. Соглашение предусматривает один ежегодный оценочный визит России в Финляндию и, с другой стороны, оценочный визит Финляндии на территорию Ленинградского военного округа России», — заявили в ведомстве.

Последние инспекции, уточнило министерство, прошли до пандемии коронавируса, с 2020 года они не проводились.

МИД пояснил, что это соглашение дополняло Венский документ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 2011 года — он предусматривает обмен информацией между странами объединения об их вооруженных силах, оборонном планировании и военных бюджетах; в нем также зафиксирована система взаимных уведомлений и инспекций.

Россия в 2023 году отказалась от участия в ежегодном обмене данными о вооруженных силах в рамках Венского документа. Глава российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов отмечал в беседе с РБК, что это решение связано с неисполнением другими странами — участницами соглашения своих обязательств, Россия же действует по принципу взаимности.

Финляндия призвала «безотлагательно вернуться к всеобъемлющему осуществлению Венского документа», сказано в сообщении МИДа.

С 4 апреля этого года Финляндия является членом НАТО. Министр иностранных дел страны Пекка Хаависто говорил, что причиной тому стало изменение «реалий безопасности в Европе» из-за российской спецоперации на Украине и «ядерные угрозы Москвы».

Президент Владимир Путин говорил, что отказ Финляндии от традиционной политики нейтралитета и вступление страны в альянс будет ошибкой, так как никаких угроз безопасности Хельсинки не существует.

Глава российского МИДа Сергей Лавров отмечал, что расширение НАТО на север (на членство претендует также Швеция) «подрывает саму перспективу дальнейшего нормального разговора о евробезопасности».

Где узнать о ночной жизни в Москве и Санкт-Петербурге

Устранение налогообложения между Россией и Финляндией │ InternationalWealth.info

За последние несколько лет в экономическом сотрудничестве России и Финляндии увеличилась тенденция перехода торговли компаниями к инвестициям.

Чаще всего именно финские компании выступают в роли инвесторов и занимаются поисков на российском рынке наиболее благоприятных условий и больших возможностей для дальнейшего роста компаний.

Компании России тоже проявляют инвесторский интерес к Финляндии.

Соглашение россия финляндия

Компании из Финляндии разместили свои производственные мощности в основном в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Сортавале, Выборге, Костомукше, что недалеко от границы между государствами. Также примерно 3 000 финских компаний ведут активную торговлю с фирмами из России.

Помимо этого, компании из Финляндии сделали крупные производственные инвестиции в северо-западный регион РФ. Инвестиции финских компаний делят на 2 группы.

Большинство предприятий изготовляют продукцию для поставки на рынок России, но есть компании, выпускающие свою продукцию на территории обоих стран, а реализуют в основном на мировой рынок.

К примеру, фабрика на сборке блесен «Рапала» (Сортавала), завод по изготовлению электропроводки «PKC-Group» (Костомукш), а за последние годы значительной экспортной компанией стал концерн Nokian Tyres в своей деятельности в РФ.

Предприятия, специализирующиеся на производстве и реэкспорте продукции в РФ, — интересная целевая группа в условиях углубления экономического сотрудничества между странами с учетом роли таможенных органов в данном процессе.

Реэкспортные компании ведут свой бизнес в условиях глобальных сетей в рамках мировой экономики, основываясь на рынке Северной Европы. Работая в подобных условиях и рамках, компании России и Финляндии постоянно расширяют свой бизнес на более обширную географическую зону.

Во всем мире регионы между собой конкурируют за привлечение компаний и инвестиций на свою территорию.

Российско-финляндская граница – граница соприкосновения 2х Таможенных союзов. Следовательно, на развитие сотрудничества стран влияют таможенные тарифы. Вступление РФ в ВТО позволяет гармонизировать тарифы и улучшить их предсказуемость.

Промышленность Финляндии постоянно ведет поиск подходящих мест для запуска производства на территории регионов, уровень расходов которых позволить сохранить конкурентоспособность компания в условиях жесточайшей глобальной конкуренции.

Развитию экономических отношений подписание ряда соглашений:

  1. О содействии приграничному сотрудничеству от 13 апреля 2012 года.
  2. О сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море от 28 апреля 2009 года.
  3. Соглашение между РФ, Финляндией, Норвегией, Швецией о создании Международного Баранцева секретариата в целях развития сотрудничества в Баренцевом/евроарктическом регионе от 15 ноября 2007 года.
  4. О создании транснациональной финансово-промышленной группы «Электрометприбор» от 27 апреля 1996 года.
  5. О сотрудничестве Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Управлением свободной конкуренции Финляндии от 21 сентября 1999 года.
  6. О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 11 марта 1993 года.
  7. О воздушном сообщении от 8 декабря 1993 года.
  8. По согласованию Временных правил происхождения в торговле между РФ и Финляндией от 3 апреля 1992 года.
  9. О сотрудничестве в области политики труда от 8 декабря 1992 года.
  10. О торговле и экономическом сотрудничестве от 20 января 1992 года.
  11. Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 4 мая 1996 года. Именно о данном документе и пойдет речь в этой статье.

Данный нормативный акт затрагивает со стороны РФ налогообложение прибыли предприятий и организаций, плюс, подоходный налог с физических лиц, а со стороны Финляндии – государственный, корпоративный подоходный налог, церковный, коммунальный налог, налог нерезидентов у источника и налог на проценты у источника.

Более подробно принцип налогообложения представлен в Таблице 1, а размер налоговых ставок – в Таблице 2.

Таблица 1. Основные принципы налогообложения

Статья Название Резидент – фактический получатель дохода Страна уплаты налогов
Статья 6 Доходы от недвижимого имущества России (Финляндии) Недвижимость в Финляндии (России) Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Владение акциями или иными корпоративными правами, дающими владельцу право пользования недвижимостью компании в Финляндии (России) для прямого использования, сдачи в аренду или другого вида использования Финляндия (Россия)
Статья 7 Прибыль от предпринимательской деятельности России (Финляндии) Ведение деятельности в России (Финляндии) Россия (Финляндия)
Статья 8 Прибыль от международных перевозок России (Финляндии) Эксплуатация транспортных средств Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Использование, содержание или сдача в аренду контейнеров, применяемых для перевозки товаров, изделий Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Использование, содержание или сдача в аренду контейнеров, применяемых для перевозки товаров, изделий между пунктами Финляндии (России) Россия (Финляндия)
Статья 10 Дивиденды России (Финляндии) Плательщик – компания Финляндии (России) Россия (Финляндия)
Статья 11 Проценты России (Финляндии) Плательщик – компания Финляндии (России) Россия (Финляндия)
Статья 12 Роялти России (Финляндии) Плательщик – компания Финляндии (России) Россия (Финляндия)
Статья 13 Доходы от отчуждения имущества России (Финляндии) Недвижимость в Финляндии (России) Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Продажа акций или иных корпоративных прав компании Финляндии (России), чьи активы в основном – недвижимое имущество Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Движимого имущества – части имущества постоянного представительства в Финляндии (России) Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Движимого имущества – части постоянной базы в Финляндии (России) Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Морские и воздушные суда, эксплуатируемые в международных перевозках. Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Движимое имущество, относящееся к транспорту, используемому в международных перевозках Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Контейнеры, используемые при перевозке изделий и товаров Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Контейнеры, используемые при перевозке изделий и товаров между пунктами Финляндии (России) Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Другой вид имущества Россия (Финляндия)
Статья 14 Доходы от независимых личных услуг России (Финляндии) Ведение независимой деятельности на территории России (Финляндии) Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Ведение независимой деятельности на территории Финляндии (России) через постоянную базу Финляндия (Россия) – часть доходов, касающаяся только постоянной базы
Россия (Финляндия) – остальной доход
Статья 15 Доходы от работы по найму России (Финляндии) Работа на территории России (Финляндии) Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Работа на территории Финляндии (России) Финляндия (Россия)
России (Финляндии) Работа на территории Финляндии (России) при пребывании в стране менее 183 дней в году и получения вознаграждения от резидента другой страны и от нерезидентствого постоянного представительства Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Работа на территории Финляндии (России) на строительной площадке или строительном, сборочном или монтажном объекте; деятельно по техническому надзору за одним из перечисленных объектов; деятельность с использование установки или буровой установки; на борту морского объекта не более 183 дней в году. Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Работа на борту транспорта, используемого в международных перевозках. Россия (Финляндия)
России (Финляндии) Оказание технических услуг, связанных с использованием права или имущества, в отношении коих выплачиваются роялти при условии наличия их в контракте. Россия (Финляндия)
Читайте также:  Отказ в визе

Таблица 2. Размеры налоговых ставок

Название дохода Особые условия Размер налоговой ставки
Дивиденды 10
Плательщик – компания Финляндии (России). Получатель – компания России (Финляндии). Компания Финляндии (России) получает доход из России (Финляндии)
Роялти 10
Плательщик – компания Финляндии (России). Получатель – компания России (Финляндии). Между плательщиком и получателем или между ними и 3м лицом есть условия, в рамках которого размер роялти > размера роялти, согласованного между плательщиком и получателем Первоначальная сумма – 10, излишек – согласно налоговому законодательству России (Финляндии)
Проценты
Плательщик – компания Финляндии (России). Получатель – компания России (Финляндии). Между плательщиком и получателем или между ними и 3м лицом есть условия, в рамках которого размер процентов > размера процентов, согласованного между плательщиком и получателем Первоначальная сумма – 0, излишек – согласно налоговому законодательству России (Финляндии)

Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений от 20 января 1992

  • Ратифицировано постановлением Верховного Совета РФ
  •  от 14 мая 1992 года N 2770-1
  • Российская Федерация и Финляндская Республика, далее именуемые Сторонами,
  • подчеркивая значение имевших место в Европе глубоких исторических перемен,
  • преследуя цели развития и укрепления добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества между обеими странами и народами,
  • подтверждая свое участие в строительстве демократической, мирной и единой Европы в соответствии с хельсинкским Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартией и другими документами СБСЕ,
  • выражая свое желание сотрудничать на двусторонней основе и вместе с другими странами в целях повышения благосостояния региона Арктики, Северной Европы и района Балтийского моря,
  • подчеркивая исторические связи между своими народами и постоянную потребность к открытому общению,
  • подтверждая свою решимость неукоснительно соблюдать принципы правового государства, права человека и основные свободы, а также права национальных меньшинств и способствовать контактам между людьми,
  • придавая особое значение развитию демократии и экономической свободы,
  • сознавая свою ответственность за сохранение жизненной среды и за глобальную, региональную и взаимную экологическую безопасность,
  • выражая свое стремление укреплять международный мир и безопасность, а также содействовать осуществлению принципов справедливости, основных общечеловеческих ценностей и устойчивого развития в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,
  • договорились о нижеследующем:

Отношения между Сторонами будут в соответствии с Уставом ООН и Заключительным актом СБСЕ строиться на таких принципах международного права, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, а также равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Стороны будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву и содействовать в духе добрососедства взаимному партнерству и сотрудничеству со всеми странами.

  1. Стороны будут проводить на регулярной основе диалог на уровне высшего государственного руководства, а также на ином правительственном уровне о развитии своих стран, а также по двусторонним и международным вопросам.
  2. Они будут содействовать контактам в различных областях деятельности между парламентами, а также между центральными, региональными и местными органами власти и управления.
  3. Они будут проводить консультации по вопросам своих двусторонних отношений в конструктивном духе при уважении интересов друг друга.
  4. Стороны обязуются сохранять границу между ними как границу добрососедства и сотрудничества в соответствии с Заключительным актом СБСЕ, уважая ее нерушимость и территориальную целостность друг друга.
  5. Стороны будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой Стороны и будут разрешать споры между ними мирными средствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительным актом СБСЕ, а также другими документами СБСЕ.
  6. Стороны не будут использовать или разрешать использовать свою территорию для вооруженной агрессии против другой Стороны.
  7. В случае, если Россия или Финляндия станет объектом вооруженной агрессии, другая Сторона будет способствовать урегулированию конфликта в соответствии с принципами и положениями Устава ООН и документов СБСЕ и воздерживаться от оказания военной помощи агрессору.

Стороны будут решительно содействовать повышению эффективности ООН и СБСЕ в деле сохранения международного мира и безопасности. Они будут поддерживать международные усилия, направленные на разоружение, контроль над вооружениями, а также укрепление доверия и безопасности в военной области.

  • При возникновении ситуаций, которые угрожают международному миру и безопасности, либо, в особенности, безопасности одной из Сторон, Россия и Финляндия, в случае необходимости, вступят в контакт друг с другом с целью использования предусмотренных ООН и СБСЕ методов для урегулирования конфликта.
  • Стороны будут уделять особое внимание развитию сотрудничества между Финляндией и прилегающими к ней Мурманским, Карельским и Санкт-Петербургским регионами.
  • Стороны будут развивать взаимное экономическое и научно-техническое сотрудничество на основе принципов рыночной экономики и взаимной выгоды.
  • Стороны будут активно сотрудничать в вопросах охраны окружающей среды, в решении экологических проблем и в рациональном использовании природных ресурсов в соответствии с принципом устойчивого развития.
  • Стороны будут содействовать взаимным обменам в областях культуры и науки на основе богатых традиций общения между своими народами, а также единых европейских и общечеловеческих ценностей.

Стороны будут поощрять контакты и общение между своими гражданами в духе единой Европы. В этой связи особое внимание будет уделяться развитию и расширению молодежных контактов.

https://www.youtube.com/watch?v=k_fEgDIBzJY\u0026pp=ygU00KHQvtCz0LvQsNGI0LXQvdC40LUg0YDQvtGB0YHQuNGPINGE0LjQvdC70Y_QvdC00LjRjw%3D%3D

Они будут создавать условия для расширения прямых связей между людьми, учреждениями и организациями на основе плюрализма и открытости.

Стороны будут поддерживать сохранение самобытности финнов и родственных финнам народов и национальностей в России и, соответственно, выходцев из России в Финляндии. Они будут охранять языки, культуру и памятники истории друг друга.

  1. Стороны будут заключать необходимые договоры и соглашения для содействия осуществлению целей настоящего Договора.
  2. Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.
  3. Договор будет действовать в течение десяти лет, после чего его действие будет продлеваться на каждые последующие пять лет, если ни одна из Сторон не денонсирует его, уведомив об этом в письменном виде другую Сторону не менее чем за один год до истечения соответствующего срока его действия.

Совершено в г. Хельсинки 20 января 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и на финском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Текст документа сверен по:»Московский журналмеждународного права»,N 1, 1993 год.

Статья 22. Устранение двойного налогообложения

Документ применяется с учетом многосторонней Конвенции, заключенной 24.11.2016 в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

  • Статья 22
  • Устранение двойного налогообложения
  • 1. В России двойное налогообложение устраняется следующим образом:

если резидент России получает доход, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогом в Финляндии, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в Финляндии, вычитается из налога, взимаемого с дохода такого лица в России. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством России.

  1. 2. В Финляндии двойное налогообложение устраняется следующим образом:
  2. a) если резидент Финляндии получает доход, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогами в России, сумма налога на доход, уплаченного в России, Финляндия, с учетом положения подпункта b), разрешает в качестве вычета из налога на доход такого лица суммы, равной налогу на доход, уплаченному в России. Такой вычет, однако, не должен превышать часть налога на доход, подсчитанную до предоставления вычета и относящуюся к доходу, который может облагаться налогом в России;
  3. b) дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом России, в пользу компании, которая является резидентом Финляндии и напрямую контролирует по крайней мере 10 процентов права голоса компании, выплачивающей дивиденды, освобождаются от уплаты финского налога;

c) независимо от любых других положений настоящего Соглашения, физическое лицо, которое является резидентом России и которое в соответствии с финским налоговым законодательством в отношении финских налогов, упомянутых в статье 2, рассматривается также в качестве резидента Финляндии, может облагаться налогом в Финляндии. Однако любой уплаченный в России подоходный налог будет вычтен из налога, уплачиваемого в Финляндии, в соответствии с положениями подпункта a). Положения этого подпункта применяются только к гражданам Финляндии;

d) если в соответствии с положениями настоящего Соглашения доход, полученный резидентом Финляндии, не подлежит обложению налогом в Финляндии, Финляндия, тем не менее, может при подсчете суммы налога на оставшуюся часть дохода такого лица принимать во внимание освобожденный от налога доход.

Читайте также:  Сдача работ в одностороннем порядке

Открыть полный текст документа

Финны начали ощущать решительный настрой России. Они встревожены

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Россия расторгла двустороннее соглашение с Финляндией о ежегодных военных инспекциях, пишет Helsingin Sanomat. Это негативно скажется на уровне доверия стран друг к другу, считает дипломат Рене Нюберг. Он утверждает, что это Москва взяла курс на изоляцию от других стран.

Петья Пелли (Petja Pelli)

Неожиданное заявление России о прекращении ежегодных военных инспекций между Финляндией и Россией негативно скажется на уровне доверия стран друг к другу. Однако пока этот шаг ни на что не повлияет. Это мнение руководителя подразделения национальной обороны, бригадного генерала Министерства обороны Финляндии Сами Нурми (Sami Nurmi).

«На этом соглашении основывалось доверие. Так страны хотели показать, что все происходит по договоренности», — говорит Нурми.

23 мая стало известно, что Россия расторгла двустороннее соглашение с Финляндией о дополнительных военных оценочных визитах. По сообщению МИД, Финляндия получила информацию, что Россия выйдет из соглашения 1 июня.

Соглашение, подписанное в 2000 году, предусматривало ежегодные оценочные визиты по обе стороны границы.

Финские представители имели возможность посетить военные объекты в России, а российские представители имели возможность своими глазами увидеть финские объекты. Проведение визитов было приостановлено во время пандемии коронавируса.

После начала спецоперации России на Украине военные инспекции тоже не проводились. Поэтому выход России из соглашения не меняет текущей ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=k_fEgDIBzJY\u0026pp=YAHIAQE%3D

По словам Сами Нурми, соглашение все же имело большое значение. «Попросту говоря, идея заключалась в том, чтобы знать, что делает сосед. В той мере, в какой он сам хочет рассказать, — описывает Нурми. — Страны приглашают друг друга в гости и рассказывают, что они планируют и что делают».

Сегодня информацию о вооружении и передвижении войск соседней страны можно получить с помощью спутниковых снимков и других технологий. Однако, по словам Нурми, это не отменяет информативности визитов. Личные встречи между военными и чиновниками также имели свою ценность: «После встречи телефонные переговоры проводить легче».

Нурми считает заявление России лишь одним из примеров того, как страна разрывает оставшиеся связи с западными странами, в то время как Запад сохраняет санкции. Эту позицию разделяет и опытный дипломат Рене Нюберг (René Nyberg). «Россия изолирует себя от остальных стран», — подытоживает он.

Нюберг был послом Финляндии в Москве и Берлине. Он готовил доклад по заказу МИД о том, как вступление в НАТО может повлиять на Финляндию.

По словам Рене Нюберга, российские власти сейчас создают в глазах граждан образ России как «осажденной крепости». Они также говорят, что все, особенно «коллективный Запад», настроены против России.

Если следовать этой логике, неудивительно, что страна разрывает немногие оставшиеся связи.

Рене Нюберг подчеркивает, что одним из шагов на этом пути стал выход России из Договора по открытому небу, соглашения о наблюдательных полетах, еще в январе 2021 года.

Не так давно Финляндия столкнулась с менее масштабными действиями со стороны России: аннулирование виз на восточной границе и замораживание счетов дипломатических представительств Финляндии в России.

Спецоперация России на Украине понизила доверие стран ЕС и НАТО к России до нового минимума по сравнению с тем уровнем, который был достигнут после присоединения Крыма к России весной 2014 года. Действия России на Украине вызвали в Финляндии резкое осознание происходящего. В частности, финны заявили о широкой поддержке членства в НАТО.

Можно было думать, что отношения Запада и России не могут стать хуже. Однако Нурми и Нюберг все же солидарны в том, что дальнейшая самоизоляция России является тревожным вариантом развития событий. «Ничего хорошего за этим не последует», — уверен Нюберг.

Если исчезнут и немногие оставшиеся личные контакты, страны-соседи отдалятся друг от друга еще сильнее.

«Россия всегда будет нашим соседом. Мы каким-то образом должны найти общий язык в будущем, хотя сейчас это очень непросто», — считает Нурми.

Финляндия заявила о выходе России из соглашения о военных инспекциях

Военный эксперт оценил маршрут атаки катеров-дронов на Крымский мост

Военный эксперт Кнутов: Опубликованная RaHDit схема атаки на Крымский мост максимально правдоподобна

Я допускаю, что для удара по Крымскому мосту могли быть использованы корабли, находящиеся в акватории Черного моря. Вместе с тем есть несостыковки, которые могли бы привести к утечке информации о готовящемся теракте. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал военный эксперт Юрий Кнутов. Ранее хакеры RaHDit опубликовали маршруты кораблей, с которых могли быть запущены дроны по Крымскому мосту.

«Теоретически схема, которую опубликовали хакеры, возможна. С технической точки зрения все логично. Однако меня смущает тот факт, что были задействованы корабли с разными владельцами.

Такой подход к планированию мог бы привести к утечке информации.

Но если бы это было сделано с двух кораблей, принадлежащих одной компании, версия была бы максимально правдоподобной», – сказал Юрий Кнутов, директор музея войск ПВО.

«Если все было действительно так, то владельцы кораблей должны понести ответственность за пособничество терроризму. Нам, конечно, сложно будет привлечь их через международные суды, но попытаться стоит. Кроме того, Россия в силах заочно их осудить и по мере возможности применять какие-то меры», – отметил он.

«Этот теракт на самом деле доказал необходимость возвращения к опыту Великой Отечественной войны. В тот период мы ставили боновые заграждения, чтобы не позволить подводным лодкам противника заходить в фарватер наших баз и использовать торпеды», – рассуждает собеседник.

«Крымский мост является самым длинным в России и Европе, поэтому закрыть его целиком такими поплавками достаточно сложно. Но можно поставить их на опоры с расстоянием в 3–5 км. Кроме того, достаточно эффективным может быть применение гидрофонов. В основе системы лежат акустические методы. И для того чтобы защитить объект, понадобится всего штук пять устройств», – отметил Кнутов.

«Отмечу, что ВСУ атаковали мост именно в районе 145 опоры, поскольку это ближе к Краснодарскому краю и там, вероятно, слабее наблюдение. Еще причина может быть в том, что именно в этом месте вода достаточно близко подходит к дорожному полотну. В данной ситуации для обеспечения наблюдения за ситуации мы могли бы вешать неподалеку вертолеты», – заключил он.

Ранее хакерская группировка RaHDit провела расследование и опубликовала маршруты двух танкеров, с которых могли быть запущены катера-беспилотники для атаки по Крымскому мосту. По версии хакеров, к организации теракта могут быть причастны танкеры Beks Loyal и Khudayar Yusifzade. Один из них за несколько дней до теракта дрейфовал в 100 километрах от Новороссийска, второй – южнее.

Позже оба танкера встретились в море и, по мнению хакеров, в этот момент беспилотники были перегружены с одного судна на другое. Кроме того, хакеры считают, что для управления беспилотниками мог быть применен еще один корабль, стоящий на дрейфе с прямой видимостью Крымского моста.

Танкеры Beks Loyal и Khudayar Yusifzade ходят под флагами Маршалловых островов и Либерии соответственно. Как следует из данных сайта Marine Traffic, танкер Khudayar Yusifzade 5 июля вышел из украинского порта Измаил и 18 июля прибыл в греческий Элефсис. В свою очередь Beks Loyal 13 мая вышел из турецкого порта Тузлы и 18 июля прибыл в румынскую Константу.

Напомним, в ночь на понедельник Украина произвела террористическую атаку на Крымский мост с помощью надводных дронов. Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело по статье «Террористический акт».  Повреждения получило дорожное полотно, опоры моста устояли. В результате подрыва пострадала девочка из Белгородской области, ее родители погибли.

Ранее газета ВЗГЛЯД подробно разбиралась, какие шаги может предпринять Москва в ответ на украинский теракт и как это скажется на положении дел ВСУ.

Истинные корни финляндского нейтралитета

Для более детального понимания современного этапа стоит обратиться к истории.

Территория нынешней Финляндии в течение многих столетий была ареной столкновений между русскими и шведами. В ходе войны 1808-1809 гг.

русские войска заняли Финляндию, и по Фридрихсгамскому мирному договору она вошла в состав Российской Империи в качестве Великого княжества. Тогда Финляндии была предоставлена достаточно широкая автономия.

Постепенно она получила собственные парламент, валюту и, наконец, таможенную границу с Россией. Финский язык, наряду с русским и шведским, впервые приобрёл тогда статус официального.

Постановление Совета Народных Комиссаров о внесении в Центральный Исполнительный комитет предложения о признании независимости Финляндии.

Читайте также:  Порядок заполнения 5-гр

6 декабря 1917 г., то есть буквально сразу после революции, финский парламент принял Декларацию о государственной независимости. 31 декабря 1917 г. был подписан Декрет российского Совнаркома о признании государственной независимости Финляндской Республики.

Финляндия… напала на Россию

Отношения после 1917 года между странами были напряжёнными. Как такового мира и добрососедства не наблюдалось.

Последующая гражданская война в Финляндии 1918 года (пришедшие к власти националисты вырезали этнических русских), притязания на территорию Советской России с откровенным вторжением отрядов белофинской армии в Восточную Карелию с целью расширить территорию Финляндии и присоединить обширные территории вылились в первую советско-финскую войну 1918-1920 гг.

Белофины в первую советско-финскую войну 1918-1920 гг.

В 1920 г. был заключён Тартуский (Юрьевский) мирный договор, согласно которому РСФСР признавала Финляндию в границах бывшего Великого княжества.

В результате финнам отошли территории, входившие до 1809 г. в Российскую Империю (т.н. старая Финляндия, отошедшая к России от Швеции по мирным договорам 1721 и 1743 гг.

и присоединённая к Великому княжеству лишь в 1811 г., в т.ч.

город Выборг и Карельский перешеек), и районы, никогда ранее Финляндии не принадлежавшие (область Печенга с полуостровом Рыбачий в Баренцевом море и несколько островов близ главного фарватера Финского залива).

Граница прошла в 32 км от Петрограда, а морская граница была определена так, что РСФСР был отрезан от выхода в международные воды.

Тем не менее Финляндии этого показалось мало, что и привело ко второй Советско-финской войне 1921-1922 года, причиной которой было очередное желание создать «Великую Финляндию».

Карта «Великой Финляндии».

Вторая советско-финская война началась 6 ноября 1921 года наступлением на красногвардейцев со стороны финских добровольцев, снабжаемых Генштабом Финляндии, и восстанием карельских сепаратистов, вооружаемых Финляндией.

Во время боевых действий финская сторона занималась поджогами домов и разграблением продовольственных пунктов. Конфликт завершился 21 марта 1922 года, когда в Москве подписали Соглашение между правительствами РСФСР и Финляндии о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы.

Стоит добавить, что после окончания второй Советско-финской войны на территории СССР со стороны Финляндии совершались диверсионные и разведывательные вылазки. В городе Териоки (с 1948 г. Зеленогорск) были расположены явочные квартиры и штаб по обучению шпионов.

Плакат периода второй советско-финской войны.

Зимняя война

Советское командование понимало, что в случае нападения Германии на СССР Финляндия будет на стороне нацистов, и целью финнов станет захват Ленинграда. Напомню, граница проходила в 32 км от города. Также неоднократно засекалось нарушение воздушного пространства СССР финскими разведывательными самолетами.

Лучше всего отношения того времени охарактеризовал в 1935 г. глава НКИД Литвинов: «Ни в одной стране пресса не ведёт так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведётся такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии».

Глава НКИД М.М. Литвинов: «Ни в одной стране пресса не ведёт так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии».

В 1938 году Советский Союз решил прибегнуть к переговорам. Ситуация накалялась. Финны решили вспомнить про «нейтралитет». Но для Советского Союза было важно удалить советско-финскую границу от Ленинграда.

Союз был готов пойти на обмен территориями, передав Финляндии вдвое большие по площади пространства в Карелии с последующим заключением договора о взаимопомощи.

Но Финляндия все предложения категорически отвергла.

Советское руководство и, в частности дипломат Борис Рыбкин, на которого было возложено проведение переговоров (оперативная фамилия Ярцев для работы в Финляндии в качестве легального резидента ИНО с 1935 года), пытались прийти к компромиссу. К сожалению, Ярцев финскую ненависть и несгибаемость перебороть не смог.

Важно отметить, что попытки некоторых современных нам финских историков озвучить эти исторические факты пока воспринимаются Хельсинки в штыки.

Точка невозврата и плоды победы

Майнильский инцидент, произошедший 26 ноября 1939 года, послужил точкой невозврата.

Обстрел финнами Красной Армии, последующий издевательский ответ на ноту СССР, секретные доклады Разведуправления РККА руководству страны, в которых говорилось о том, что в Финляндии объявлена военная мобилизация и что группировка финской армии уже занимает позиции на Линии Маннергейма, а также о том, что Финляндия готовится к союзу с Рейхом — всё это послужило спусковым крючком для начала войны 30 ноября 1939 года.

Советско-финская война 1939-1940 гг.

105-дневная Советско-финская война закончилась подписанием Московского мирного договора 12 марта 1940 года.

Итогом вооружённого конфликта стало расширение советских границ и приобретение более 34 тысяч квадратных метров территорий (весь Карельский перешеек, Выборг и западное побережье Выборгского залива, территории к западу и северу от Ладожского озера, группа островов в Финском заливе и часть полуостровов Рыбачий и Средний в Баренцевом море, заключение Соглашения о демилитаризации Аландских островов).

Однако, помимо очевидных плодов победы, были ещё и не столь заметные со стороны, но чрезвычайно важные изменения, коснувшиеся армии, кадров и полемологии (наука о войне; направление в политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты. — Ред.).

Перечислим лишь некоторые из них: приёмы финских диверсантов взяты на вооружение советскими военными; построены танки КВ (Клим Ворошилов) с последующей доработкой пушки, что привело к созданию танка КВ-2; «взят на вооружение» знаменитый «коктейль Молотова», впервые применённый как раз финнами в «Зимней войне»; доработана подготовка командиров среднего и малого звена; наработана практика преодоления заминированной местности; возращён на вооружение пистолет-пулемёт Дегтярёва, ставший базой для ППШ; сформированы подразделения военных лыжников; приобретён опыт штурма укрепрайонов с последующим созданием групп прорыва.

В целом, можно сказать, что для нашей страны опыт «Зимней войны» сыграл колоссальную роль на первом этапе Великой Отечественной.

Тем не менее фактическое поражение в Советско-финском конфликте с последующей уступкой ряда территорий не умерил притязания Хельсинки. Впоследствии Финляндия воевала на стороне фашистской Германии и попыток вернуть Карелию никогда не оставляла. В 1941-1944 годах войска этой страны приняли самое деятельное участие в блокаде Ленинграда.

Президент Финляндии Карл Маннергейм и Гитлер — союзники во Второй Мировой.

 

После войны..

Перемирие с Финляндией было подписано 19 сентября 1944 г. в Москве. Согласно договору, восстанавливалась граница 1940 г., к СССР также перешёл район Печенги. Общая площадь отошедших к СССР территорий по итогам войн 1939-1940 и 1941-1944 гг. составила 42 934 квадратных километра.

В многостороннем Парижском мирном договоре с Финляндией 1947 г. была закреплена нынешняя российско-финляндская граница, подтверждён демилитаризованный статус Аландских островов.

В 1948 г. Советский Союз и Финляндия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который впоследствии определил характер советско-финляндских отношений.

В 1948 г. Советский Союз и Финляндия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

 

Вашингтон не дал состояться Скандинавскому оборонительному союзу

Любопытно, что уже в 1944 году был проведён анализ возможностей финляндской экономики. Впоследствии именно этот документ попал в академическое издание «Справки об экономике Финляндии и о советско-финской торговле».

Однако не всем пришлось по вкусу мирное разрешение исторической междоусобицы. Борьба за Финляндию между Западом и Советским Союзом просто переместилась в коммерческую плоскость. Так, те же американцы, работая через местные фирмы, зависящие от заокеанских корпораций, стали препятствовать ввозу товаров, необходимых для исполнения советских заказов.

Не только США пытались разрушить советско-финляндские отношения. Те же цели преследовала и Великобритания. Причём действовал Лондон путём прямого давления на Хельсинки с целью ограничения поставок в СССР продукции металлопромышленности и судостроения.

Основной целью западных держав был отход Финляндии от «восточного блока» с постепенным замещением образовавшейся пустоты собственным военным и экономическим присутствием. Не последнюю роль тут играли (и играют) соображения о выходе на границу с нашей страной.

Умело орудуя на всём Скандинавском полуострове и подогревая русофобию, Вашингтон сумел в 1949 году добиться вступления Дании и Норвегии в НАТО. Причём только этим соседи Финляндии не ограничились, так как в 1950 г. заключили специальное соглашение с США об оказании военной помощи.

Между прочим, грубые манёвры из-за океана разрушили планы Швеции по созданию Скандинавского оборонительного союза, в рамках которого здравомыслящий Стокгольм хотел закрепить принципы невмешательства в конфликты сверхдержав.

Премьер министр Урхо Калева Кекконен много сделал для поддержания добрососедских отношений с СССР.

 

Трудно давшийся нейтралитет

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector