Проект «Чистый воздух» – один из 11 национальных проектов в РФ. Проводится в рамках национального проекта «Экология». Как следует из названия, направлен на очищение атмосферного воздуха в России. Но основное внимание уделено конкретным городам, которые наиболее загрязнены, и промышленность в которых является серьезным источником выбросов в атмосферу.
О чистой энергетике, которую составляют атомные, гидроэлектростанции, а также генераторы солнечной и ветряной энергии всерьез заговорили сравнительно недавно. Эти проекты реализуются массово, но пока технические проблемы не позволяют их вводить в строй вместо других электростанций, в частности, тепловых (ТЭС).
Наличие относительно неисчерпаемых запасов угля во многих развитых (и не только) странах определил развитие ТЭС. Их основные преимущества:
- высокий КПД;
- безопасность (в отличие от АЭС);
- крайне невысокие потери.
Действительно, такие станции могут и, как показала практика, длительно работать без аварий. При этом они дают высокий показатель КПД. А наличие запасов угля позволяет обеспечить их работы на многие десятилетия вперед.
Все это рассматривалось в первой половине и середине XX века. Тогда индустриализация выступала на первое место. Таким вопросам, как экология, уделялось мало внимания или не уделялось вообще.
Результат – даже после активного ввода в России на протяжении последних полвека других генераторов энергии доля тепловой в стране остается высокой.
ТЭС является источником седьмой части всех выбросов в атмосферу.
Теперь подходы к электростанциям изменились. К ним по-прежнему предъявляются такие требования, как безаварийность и высокий КПД. Но вместе с ними в работе ТЭС нужно обеспечить допустимый уровень выбросов в атмосферу.
Разумеется, чтобы соответствовать таким требованиям, котельные установки электростанций, построенные полвека назад, требуют переоборудования. А это стоит денег. В течение пяти лет на это планируется потратить около 600 млрд р.
politinformburo.ru
Федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология» имеет четкие планы. На каждый год планируется какое-то конкретное достижение, которое можно зафиксировать, отследить статистически.
Основная задача проекта – до 2024 года снизить выбросы в атмосферу на 22% от текущих на 2019 год показателей. При этом упор делается на наиболее «грязные» с этой точки зрения города. Вначале в список включили только 8 промышленных центров. В дальнейшем он увеличился до 12.
Для справки! В проект включены следующие города: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Национальный проект «Чистый воздух» характеризуется следующим:
- Действует в течение 5 лет – с 2019 по 2024 год;
- За этот период планируется снизить совокупный объем выбросов на 22%;
- На финансирование проекта запланировано 577 млрд р.;
- По итогу из 8 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха все должны выйти из этой категории.
По годам очищение атмосферного воздуха от уровня на 2019 год выглядит следующим образом:
- в 2020 – на 3%;
- в 2021 – на 5%;
- в 2022 – на 7%;
- в 2023 – на 19%;
- в 2024 – на 22%;
Наибольшие показатели планируется достичь на последних двух годах действия проекта. Именно такой прогноз дали специалисты. Положительный эффект достигается за счет суммарного эффекта от всех мероприятий, которые будут проводится в течение 2019-2024 годов.
Кроме того, паспорт федерального проекта «Чистый воздух» предусматривает, что объем потребления природного газа в качестве моторного топлива будет увеличен почти до 220 млн м3. При этом количество россиян, которых будет удовлетворять качество атмосферного воздуха будет не менее 90%.
Паспорт федерального проекта «Чистый воздух» (Одна Загрузка) Паспорт национального проекта «Экология» (13780 Загрузок) Информационные материалы о национальном проекте «Экология» (13978 Загрузок)
Запланированное финансирование распределено следующим образом:
- из федерального бюджета – 102 млрд р.;
- из регионального бюджета – 16 млрд р.;
- внебюджетные средства – 459 млрд р.
Уже в 2019 году было потрачено 77 млрд р. Они пошли на меры по очищению атмосферного воздуха, которые принимались в 7 из указанных 12 городов. Например, запланировано, что компании Челябинской области в течение 5 лет перечислят на реализацию программа «Чистый воздух» свыше 55 млрд р.
https://www.youtube.com/watch?v=-Y07XXPsitU\u0026pp=ygUm0J_RgNC-0LXQutGCINGH0LjRgdGC0YvQuSDQstC-0LfQtNGD0YU%3D
Челябинск входит в один из 12 городов, на которые распространяется действие проекта. Планируется, что к 2024 году в нем удастся снизить объем выбросов в атмосферу почти на 40%.
О возможности срыва достижения запланированных целей проекта впервые заговорили весной 2020 года. Причина – в апреле Минфин РФ изъял в пользу резервного фонда из средств, выделенных на «Чистый воздух» около 16 млрд р.
Они должны были распределятся между всеми 12 промышленными центрами для проведения мероприятий по очищению атмосферы. Но этого не произошло. При этом сам проект должен как раз скорректироваться на эти изъятые средства.
Если такие корректировки финансирования проекта продолжаться, на запланированные мероприятия не будет выделено достаточно средств, «Чистый воздух» может не реализоваться в полном объеме.
Насколько итог будет отличаться от первоначальных планов, сказать даже приблизительно трудно.
Специалисты рассчитывают, что всю необходимую сумму удастся найти, чтобы сделать атмосферный воздух существенно чище, и после 2024 им были удовлетворено не менее 90% россиян.
Экология или экономика? Федеральная программа «Чистый воздух» близка к провалу
На состояние воздуха в городах, по словам экспертов, влияют не только промпредприятия
Свыше 50 млн россиян дышат загрязненным воздухом, из них 3,3 млн человек проживают в 18 городах с очень высоким уровнем загрязнения. Официальная статистика такова, но это не означает, по мнению ряда экспертов, что она точная.
На ежегодном Форуме стратегов специалисты раскритиковали существующую систему мониторинга за состоянием атмосферного воздуха и назвали еще массу проблем, которые не решаются и, соответственно, не позволяют улучшить состояние окружающей среды в российских регионах, сохранить здоровье людей и повысить качество их жизни.
Почему федеральный проект «Чистый воздух» близок к провалу, читайте в материале «ФедералПресс».
Счетная палата России, проведя мониторинг исполнения федеральной программы «Чистый воздух», сделала неутешительные выводы. На Форуме стратегов их озвучил аудитор Михаил Мень.
Начать стоит хотя бы с того, что, по словам Меня, специалисты выявили «недостаточную обоснованность выбора мероприятий», да и список городов, где реализуется проект, вызвал множество вопросов: таких муниципалитетов 12 по всей стране, хотя в реальности городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха не менее сорока.
Два года подряд наблюдается низкое исполнение расходов по проекту «Чистый воздух».
Как сообщил Михаил Мень, в связи с этим уже в 2019 году финансирование на программные мероприятия было сокращено, в 2020-м расходы также снижены на 65 % от запланированных ранее, в 2022 году снижение ожидается на 60 %. При таких подходах, отметил аудитор, «очень высокий уровень загрязнения останется во всех городах [реализации программы]».
Неутешительные выводы делает и глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Она не только подтвердила существенное сокращение расходов (со 102 до 30 миллиардов рублей), но и заявила, что вряд ли государство сможет заставить бизнес вложить свои 437 млрд рублей в улучшение экологии российских городов.
«Это деньги, которые компании (крупный бизнес) должны вложить в 12 городах, которые были вовлечены в проект. Это длинный инвестиционный цикл. Но мы не смогли перенастроить ситуацию таким образом, чтобы экология воспринималась как новая экономика, – констатировала Радионова.
– Мы имеем ситуацию, когда инвестиционные программы могут быть в любой момент пересмотрены, и мы ничего сделать не сможем: тот, кто уже начнет модернизацию, может, не остановится, а кто пока не начинал реализовывать инвестиционные проекты, возможно, и не будет этого делать, и у нас никакого инструмента влияния на них нет».
Иначе говоря, те почти 440 млрд внебюджетных рублей, которые федеральные чиновники запланировали на борьбу за чистый воздух, имеются только на бумаге. Никто ни сегодня, ни завтра не может гарантировать, что эти деньги будут вложены реально.
По словам Светланы Радионовой, чтобы улучшить качество атмосферного воздуха в городах, нужно хотя бы иметь точную информацию о текущей ситуации.
Между тем государственный экологический мониторинг далеко не идеален. Никто на сегодня не может с уверенностью сказать, сколько и каких источников вредных выбросов имеется в стране.
Соответственно, если нет объективной информации, о каком достижении показателей может идти речь.
Другой серьезной проблемой в России Светлана Радионова называет отсутствие методик определения экологического вреда.
Существующие штрафы мизерные, и это один из факторов, которые не позволяют надзорным ведомствам работать эффективно по устранению нарушений: предприятиям ничего не стоит заплатить небольшую сумму в качестве штрафа и не предпринимать никаких действий для снижения вредных выбросов в атмосферу.
Бывают и другие ситуации, когда в день проверки предприятия вдруг проводят ремонт оборудования, делают «плановую» остановку производства и т. д. Все это, считает Радионова, опять же, идет от общей концепции: экономика первична.
Кстати, тезис подтверждается и решением о приостановлении проверок бизнеса в период пандемии, запрете внеплановых проверок. «Проблема в том, что мы не рассматриваем территорию в комплексе. Предприятия (каждое в отдельности) входят в свои нормативы, а в целом территория не входит.
Каждый источник у нас рассматривается отдельно, а сводных нет. Люди же дышат на всей территории. Поэтому нужна инвентаризация, но ее проведение займет длительное время, – отметила Светлана Радионова. – Кроме того, надо прекратить торговаться и принять методику расчета ущерба атмосферному воздуху».
Впрочем, по мнению председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Николая Николаева, говорить нужно не только о промышленных предприятиях.
Они, конечно, серьезно влияют на состояние атмосферного воздуха, однако в России есть 400 населенных пунктов, которые каждый год дышат угарным газом от лесных пожаров.
Да и вообще Николаев считает, что, говоря о лесных пожарах, пора переходить на другие оценочные категории: вычислять ущерб не только по утраченной древесине, но и по объему выделяемых в результате пожаров загрязняющих веществ, которые наносят вред и населению, и природе.
Еще один источник грязного воздуха в городах – это автомобильный транспорт. За последние годы наиболее серьезную трансформацию всей транспортной системы провели власти Москвы. На улицах города сократилось количество автомобилей, соответственно увеличился пассажиропоток в общественном транспорте.
При этом, по словам эксперта Михаила Блинкина, «никто не воюет против автомобилистов», как никто и не запрещает иметь личный автомобиль. И все-таки процесс деавтомобилизации идет со скрипом. «Уговорить автомобилиста отказаться от поездки на автомобиле с периферии в центр сложно», – отметил Блинкин.
Еще по теме
Прокуратура проверит загрязненность воздуха в Екатеринбурге
Почему проект «Чистый воздух» забуксовал, рассказал участникам дискуссии первый замминистра природных ресурсов Денис Храмов. По словам чиновника, это «самый тяжелый и самый сложный с точки зрения реализации» проект. «Мы никогда раньше не решали задачу такой сложности», – заявил Храмов.
Причем ранее такой «самой сложной частью» нацпроекта «Экология» чиновники Минприроды называли проект «Чистая страна» – ту самую мусорную реформу, которая тоже забуксовала, и забуксовала серьезно.
Напомним, на данный момент в проект «Чистый воздух» включены 12 городов: Красноярск, Братск, Магнитогорск, Липецк, Медногорск, Нижний Тагил, Норильск, Новокузнецк, Омск, Челябинск, Чита и Череповец. К 2024 году объемы выбросов в атмосферу в этих муниципалитетах должны быть снижены на 20 %.
ФедералПресс / Елена Майорова
Чистый воздух
Федеральный проект направлен на снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека.
В центре внимания крупные промышленные центры России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу.
Предполагается создание для предприятий благоприятных нормативных, финансовых и организационных условий для модернизации производственных мощностей и процессов с применением современных технологий для целей соблюдения нормативных требований в сфере экологии.
Загрязнение воздуха – одна из главных угроз здоровью человека. В рамках нацпроекта «Экология» в борьбу за уменьшение объемов выбросов в атмосферу вступают Минприроды России, Росприроднадзор, крупные предприятия и современные технологии.
В результате работы удовлетворенность жителей промышленных центров качеством воздуха достигнет 90%.
Благодаря совместной работе государства и бизнеса выбросы загрязняющих веществ в атмосферу значительно снизятся, города будут оснащены экологичным транспортом, автоматизированными системами наблюдения и анализа состояния окружающей среды.
По данным Росгидромета, в 46 городах России с общей численностью населения 13,4 млн человек (12% – городское население) уровень загрязнения воздуха в 2018 году оценивался как высокий и очень высокий.
Чтобы кардинально изменить экологическую ситуацию в промышленных центрах, в октябре 2018 года стартовал масштабный федеральный проект «Чистый воздух».
Особое внимание в документе уделено 12 промышленным центрам страны, жители которых подвергаются значительному воздействию токсичных и дурнопахнущих газов и страдают от смога.
Города-участники проекта: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.
Большинство городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха расположены в Сибири. В силу природно-климатических условий вредные вещества в азиатской части страны рассеиваются хуже, чем в европейской.
В Норильске стабильно фиксируют превышение уровня загрязнения воздуха диоксидом серы, в Новокузнецке – фторидом водорода, в Чите – сероводородом и фенолом, а в Красноярске – оксидом углерода, который формируется преимущественно выбросами автотранспорта.
Достигнуть намеченных в документе целей предполагается общими усилиями государства и бизнеса. Одна из первоочередных задач – модернизация устаревшей системы слежения за качеством воздуха в городах.
В каждом из 12 промышленных городов – участников создадут информационную систему мониторинга: помимо сбора информации, она будет автоматически рассчитывать и оценивать риски вредных веществ для здоровья человека.
В Братске, например, модернизируют пять наблюдательных постов Росгидромета, которые действуют с 1970-х годов. На постах установят автоматическое оборудование с возможностью проводить измерения состояния воздуха каждые 20 минут.
В частности, новое лабораторное оборудование позволит исследовать воздух на содержание пыли, диоксида серы и азота, озона, оксида углерода и азота. В перспективе и промышленные предприятия будут вести открытый онлайн-мониторинг вредных выбросов в атмосферу.
Одновременно в стране создаются правовые механизмы, которые обязывают промышленников и транспортников снижать уровень загрязнения.
В 2019 году был принят закон об эксперименте по квотированию вредных выбросов, который будет проводиться с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в промышленных центрах, включенных в федеральный проект «Чистый воздух».
В рамках проекта предприятия обязаны разработать планы мероприятий по достижению установленных Росприроднадзором квот выбросов и согласовывать их с Минприроды России.
Кроме этого, Минприроды России и Росприроднадзор инициировали заключение четырехсторонних соглашений с крупным промышленным бизнесом о том, что компании обязуются вкладывать деньги в технологии очистки воздуха. Главы регионов, на территории которых работают вредные предприятия, также ставят подпись под документом.
Проверять выполнение работ по снижению выбросов и очистке воздуха Росприроднадзор будет после истечения сроков контрактов. Однако предприятия ежемесячно отчитываются о ходе работ перед Росприроднадзором и правительствами регионов.
Основные же усилия региональных властей в рамках проекта «Чистый воздух» направлены на перевод общественного транспорта на газомоторное топливо, модернизацию объектов теплоэнергетики и озеленение территорий для создания «природного щита» от вредных выбросов.
Проект «Чистый воздух»: как решить проблему загрязнения атмосферы: Статьи экологии ➕1, 15.07.2022
По данным Росгидромета за 2021 год, уровень загрязнения воздуха в России достиг максимума за последние 17 лет. В 29 регионах страны этот показатель был оценен как высокий и очень высокий.
Антилидером стал Норильск, где в атмосферу ежегодно попадает 1,8 млн тонн загрязняющих веществ — это 30 грузовых вагонов с химикатами! Но на большей части территории России нет станций мониторинга качества воздуха, а значит, реальная ситуация может быть еще хуже.
https://www.youtube.com/watch?v=-Y07XXPsitU\u0026pp=YAHIAQE%3D
По данным Всемирной организации здравоохранения, загрязненный воздух становится причиной каждой восьмой смерти в мире. Наибольшую угрозу представляют мелкодисперсные взвешенные частицы PM2.5, которые проникают в легкие, а затем — в кровоток.
Эти вещества могут накапливаться в организме, вызывая болезни сердца и сосудов. Одна из самых опасных разновидностей мелкодисперсных частиц — черный углерод, или сажа.
Международная группа ученых из Сингапура выяснила, что повышение концентрации этого вещества в воздухе на 0,1 мкг/м3 приводит к учащению случаев заболеваемости легких на 12%.
Грязный воздух плохо влияет на работу мозга и в два раза повышает риск возникновения ментальных проблем, в том числе депрессии и тревожности. Кроме того, мельчайшие частицы токсичных веществ попадают в дыхательные пути, повреждают стенки артерий и вызывают хроническое воспаление. Профессор Университета им.
Иоганна Гутенберга Томас Мюнцель и его коллеги провели исследование, показавшее, что плохое качество воздуха может усугубить течение коронавируса, так как поврежденные ткани легких становятся «воротами» для инфекции.
По мнению ученого, улучшение экологической обстановки в российских регионах поможет избежать 10-20% смертей от ковида.
Помимо прямого влияния на здоровье, загрязнение атмосферы приводит к усилению глобального потепления, что угрожает гибелью целых экосистем, и образованию дыр в озоновом слое, который защищает нас от разрушающего воздействия солнечной радиации.
В 2019 году в рамках федерального проекта «Чистый воздух» в 12 российских промышленных городах (Братске, Новокузнецке, Красноярске, Норильске, Липецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Медногорске, Челябинске, Омске, Чите, Череповце) ввели квоты на выбросы загрязняющих веществ.
Особое внимание было уделено крупным предприятиям. Например, в Новокузнецке в проекте приняли участие металлургические заводы — «Кузнецкие ферросплавы», «Евраз ЗСМК», «РУСАЛ Новокузнецк», Кузнецкая ТЭЦ.
Их экологическая модернизация включает замену оборудования и внедрение инноваций, предотвращающих выбросы.
В 2022 году в проект «Чистый воздух» включили еще 29 городов: Абакан, Ангарск, Астрахань, Ачинск, Барнаул, Гусиноозерск, Зима, Иркутск, Искитим, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Курган, Лесосибирск, Махачкала, Кызыл, Минусинск, Новочеркасск, Петровск-Забайкальский, Ростов-на-Дону, Свирск, Селенгинск, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Чегдомын, Черемхово, Черногорск, Шелехов, Южно-Сахалинск. Квоты начнут выдавать 1 сентября 2023-го. В будущем контроль за выбросами может распространиться на всю страну.
Также были поставлены следующие цели:
сократить объем выбросов на 20-22% по сравнению c 2019 годом
уменьшить количество регионов-участников проекта с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до нуля
повысить объем использования природного газа для заправки транспорта на 219 млн м3
как минимум 90% россиян должны оценивать качество воздуха как удовлетворительное
Федеральный проект важен для каждого, кто заинтересован в сохранении своего здоровья. Одна из его экоинициатив, к которой можно присоединиться, — всероссийская акция «Выбираю чистый воздух». Она проводится с 1 июня по 22 сентября 2022 года.
Цель инициативы — выбирать не поездку на автомобиле, а альтернативные способы передвижения: ходьбу, бег, самокат, роликовые коньки, велосипед и т. д. Пройденные маршруты предлагается опубликовать в соцсетях с хэштегом #выбираючистыйвоздух.
Проект «Чистый воздух» частично финансируется из федерального бюджета. В 2022 году на его реализацию планируется направить около 8 млрд руб., в 2023 году — 11,5 млрд руб.
Эти деньги будут тратиться не только на модернизацию оборудования и транспорта, как было раньше.
7 мая 2022 года глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление, которое расширило перечень экологических мероприятий, финансируемых государством. Теперь регионы могут расходовать бюджетные деньги на следующие цели:
строительство и ремонт электросетей
закрытие угольных котельных
перевод домов с печным отоплением (таких в России около 7%) на газовые котлы и электроснабжение
рекультивацию свалок и полигонов, загрязняющих воздух
Выделенные государством средства покрывают лишь малую часть расходов на улучшение качества воздуха в регионах. По данным Росприроднадзора, реализация программы требует внебюджетного финансирования в размере 494,8 млрд руб.
Большая часть этой суммы уже привлечена и потрачена регионами, что, по словам руководителя проектного офиса «Чистого воздуха» Александра Власова, помогло приблизиться к поставленным целям. По итогам 2021-го ежегодный объем вредных выбросов удалось снизить более чем на 100 тыс. тонн.
Ожидается, что когда федеральный проект будет завершен, этот показатель достигнет 1,5 млн тонн.
Недостающую часть средств предприятия выделяют из своего бюджета, а Фонд развития промышленности поддерживает бизнес льготными займами на экологическую модернизацию. Условия максимально лояльные: ставка 1% годовых для публичных акционерных обществ, госкорпораций и компаний с поручительством банка или ВЭБ.РФ, для всех остальных — 3%.
Одна из ключевых целей проекта — модернизация системы контроля качества воздуха в регионах. Она нужна не только для замеров, но и для оценки степени влияния токсичных веществ на здоровье людей.
Посты Росгидромета в Братске оборудуют приборами, которые будут брать пробы воздуха каждые 20 минут, в том числе определять концентрацию оксида азота, углерода и серы, пыли ( PM2.5 и PM10), озона.
В будущем такие системы установят возле предприятий.
В качестве эксперимента к достижению целей программы по кардинальному снижению выбросов привлекут не только крупные заводы, но и небольшие предприятия. Такой подход применят в Кемерове.
Местные компании обязались придерживаться плана экологической модернизации, согласованного с Минприроды России и Росприроднадзором.
На сайте проекта указано, что итоги будут подведены после окончания программы, промежуточные результаты контролируются ежемесячно.
В 2022-м сроки достижения целей проекта «Чистый воздух» продлили на два года — до 31 декабря 2026-го. Заместитель главы Минприроды РФ Константин Цыганов отметил, что это решение связано с «новыми экономическими реалиями».
В частности, импортное оборудование, которое сейчас сложно приобрести, можно заменить аналогами, в том числе отечественными.
Варианты есть: например, газоанализатор и система мониторинга, которыми пользуются волонтеры «Экопоста» — проекта, ориентированного на быстрое обнаружение нарушений экологического законодательства.
Эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Коган считает, что жители городов, где сегодня очень высокий уровень загрязнения атмосферы, вздохнут чистым воздухом не позднее 2031 года. Улучшения станут заметны даже без приборов, уверяет чиновник.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Названы еще 29 городов России для включения в федеральный проект "Чистый воздух" — Российская газета
Вы сами живете или у вас есть родные, друзья, знакомые в Астрахани, Барнауле, Иркутске, Кемерово, Кургане, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ или Южно-Сахалинске? Есть повод порадоваться. Причем сразу за 29 российских городов, на которые решено распространить меры по улучшению атмосферного воздуха в рамках нацпроекта «Экология».
Как сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, уже в этом году в федеральный проект «Чистый воздух» будут дополнительно включены 29 российских городов, «где Росгидромет систематически фиксирует высокое и очень высокое загрязнение воздуха».
Какие именно города? Глава Минприроды России перечислил их в своем Telegram-канале.
Это Гусиноозерск, Селенгинск, Улан-Удэ, Махачкала, Кызыл, Абакан, Черногорск, Барнаул, Петровск-Забайкальский, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Чегдомын, Астрахань, Ангарск, Зима, Иркутск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов, Кемерово, Курган, Искитим, Новочеркасск, Ростов-на-Дону и Южно-Сахалинск.
Ожидается, что до 1 июля 2022 года этот перечень будет утвержден правительством России, и начнется подготовка природоохранных мероприятий на промышленных предприятиях и в коммунальной сфере упомянутых городов. С этой целью «в городах-участниках проведут сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, расчет и оценку рисков для здоровья человека, утвердят квотируемые объекты и квоты выбросов».
Напомним: цель федерального проекта «Чистый воздух» — снижение уровней загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах.
Один из ключевых критериев — сокращение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в наиболее загрязненных городах.
На старте проекта его мероприятия были распространены на 12 крупных городов с наиболее острой ситуацией: это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Теперь к ним добавилось еще 29 городов, где качество воздуха тоже вызывает беспокойство. Задача, по словам министра, — снизить к 2030 году «выбросы опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза». Для этого предприятия в городах обязаны проводить модернизацию и замену оборудования.
«А за счет федерального бюджета обновим городской транспорт на экологичный, закроем старые угольные котельные, отопление переведем на газовое или электрическое», — пообещал Александр Козлов.
Но и это не все — в ближайших планах Минприроды и региональных властей много и другой «воздухоочищающей», как выразился министр, работы.
Государством на эти цели запланировано выделить более 500 миллиардов рублей.
Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Регенерация (140492) — Чистый воздух как эксперимент
Одна из целей федерального проекта (ФП) «Чистый воздух» — создание условий для экологической модернизации производств. Проект экспериментальный и реализуется в 12 самых грязных городах РФ. Но уже понятно: его нужно дорабатывать.
«Ъ-Регенерация» разобралась в том, что нужно сделать до того, как масштабировать ФП на всю страну.
До этого органам власти, вероятно, стоит отказаться от новых регуляторных амбиций, иначе неполнота нормативного поля позволит компаниям отчитываться о выполнении требований лишь «для галочки».
Эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу реализуется в рамках ФП «Чистый воздух» с января 2020 года и направлен на снижение самых вредных выбросов в промышленных городах.
Цель эксперимента — снижение объема выбросов к 2024 году не менее чем на 20% в сравнении с 2017-м в 12 городах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.
Предполагалось, что с сентября 2022 года география проекта расширится, однако в связи с санкциями Запада к РФ за военную операцию на Украине сроки первой фазы эксперимента сдвинутся на два года, а его расширение — на год.
Между тем, как выяснила «Ъ-Регенерация», само по себе такое расширение может не принести ожидаемых результатов: состояние контроля, учета и регулирования выбросов далеко от совершенства. Это может позволить участникам проекта отчитываться о выполнении формальных требований, не внося заметных улучшений в экологическую обстановку и де-факто уклоняясь от серьезной модернизации своих производств.
Квотирование и обходные пути
Текущий механизм квотирования выбросов громоздок, в нем участвует много ведомств и организаций. Даже само по себе установление квот не самая прозрачная процедура: помимо прочего она предполагает, например, учет «социально-экономической значимости» промышленных объектов при расчете квот.
Их ранжирование проводит Росприроднадзор, при сопоставимой суммарной концентрации загрязнений для «социальных» объектов могут устанавливаться в разы большие квоты.
В итоге вопрос об оценке «социальной значимости» того или иного объекта создает простор для переговоров их собственников с властями регионов, что, очевидно, вряд ли может способствовать прозрачности регулирования.
Еще одна проблема — данные. Для каждой территории эксперимента Росприроднадзор организует проведение сводных расчетов, выявляющих перечень загрязнений, по которым превышаются гигиенические нормативы качества воздуха (ПДК), перечень источников выбросов, влияющих на превышение этих нормативов, а также точки квотирования.
Сводные расчеты учитывают загрязнения воздуха от всех стационарных и передвижных источников, данные о них собирают из информации о самих объектах, об инвентаризации выбросов и наблюдений Росгидромета. Объективность таких расчетов прямо зависит от качества данных — например, некорректная инвентаризация выбросов предприятия вносит искажения во все результаты сводных расчетов.
Ошибки же в определении местоположения источников выбросов и их объемов, несоблюдение инструментальных методик и требований к отбору проб, ошибочные и намеренные замены инструментальных методов расчетными — чрезвычайно распространенные явления.
Система госмониторинга качества воздуха тоже далека от совершенства, и власти это признают: в нацпроект «Экология» даже введен отдельный ФП «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», чтобы исправить ситуацию.
На основе сводных расчетов Роспотребнадзор определяет перечень «приоритетных загрязнений», квотируемых на территории эксперимента.
Но, по данным «Ъ-Регенерации», результаты расчетов не всегда совпадают с данными госмониторинга атмосферы: его посты зачастую выявляют превышения ПДК загрязняющих веществ (ЗВ), не вошедших в перечень приоритетных, но и контролируют не все вещества, отнесенные к таким для квотирования.
Одна из причин этого — расхождение перечней ЗВ, утвержденных правительством в июле 2015 года и СанПиН (ПДК).
Инвентаризацию источников выбросов предприятия проводят по перечню СанПиН, но всю документацию в области охраны окружающей среды ведут по перечню, утвержденному правительством.
Совокупные выбросы приоритетных веществ Росприроднадзор делит между участниками собственного перечня квотируемых объектов, определяя их допустимые вклады в концентрацию ЗВ, собирает их предложения о квотах на основе допустимых вкладов и, наконец, устанавливает сами квоты.
Время вышло
Громоздкость этой конструкции привела к тому, что, хотя закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов…» требует установления квот до января 2020 года, уведомления о них были получены компаниями в декабре 2021-го. Только подготовка рамок эксперимента затянулась на год.
Но и этим дело не кончилось: по закону при невозможности соблюдения квот предприятия за квартал обязаны разработать план мер по их соблюдению. Если они невыполнимы до конца эксперимента, в план должны войти компенсационные мероприятия (выполняемые самостоятельно или оплачиваемые загрязнителями).
Планы в течение 31 рабочего дня рассматривает специальный межведомственный совет, но законом основания для их отклонения не определены. То же и с требованиями к компенсационным мероприятиям: они утверждены правительством, но механизм их реализации не урегулирован, как и ставки их оплаты.
При этом планы предприятий включаются в комплексный план снижения выбросов наряду с мерами на объектах коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. План для каждого региона утверждается правительством, и регионы ежегодно отчитываются о его выполнении перед Росприроднадзором.
Отсутствие ясности порядка подготовки планов предприятий тормозит и утверждение комплексных документов.
По данным «Ъ-Регенерации», Минприроды готовит законопроект, который позволит «взаимозачет» выполнения квот между источниками выбросов, принадлежащих одному хозяйствующему субъекту, и между квотируемыми объектами, оказывающими взаимное влияние на контрольную точку, принадлежащими различным хозяйствующим субъектам. Это может окончательно запутать ситуацию.
Как с этим живут предприятия
До января 2019 года для всех объектов действовала одна система нормирования допустимых загрязнений атмосферы. На основе ПДК рассчитывались и устанавливались нормативы допустимых выбросов (НДВ).
Однако запуск технологического нормирования выбросов для перехода промышленности к наилучшим доступным технологиям (НДТ) создал параллельную систему нормирования. Квотирование выбросов на территории эксперимента де-факто создало третий механизм регулирования выбросов.
Более того, сочетание квотирования и нормирования по НДТ (схема распространяется на предприятия, участвующие в реформе НДТ на территориях эксперимента по квотированию) еще сильнее усложнило регулирование в этой сфере.
В итоге, хотя установленные квоты направлены предприятиям в начале декабря 2021 года, в случае невозможности их соблюдения планы мероприятий по исправлению ситуации необходимо было направить в межведомственный совет до начала марта 2022 года, для реального снижения выбросов и качественной разработки мероприятий такого срока может быть недостаточно.
Для объектов же первой категории (главных загрязнителей в идеологии НДТ), расположенных на территории эксперимента, он совпал с периодом подготовки документов (получения комплексного экологического разрешения и разработки планов модернизации уже в рамках реформы НДТ).
Задержка установления квот в рамках эксперимента на ряде предприятий приостановила разработку материалов и для перехода к НДТ. При этом за опоздание на этом треке компаниям грозят высокие штрафы (до 100 тыс. руб.
за осуществление деятельности без комплексных разрешений и 100-кратное повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду — НВОС).
По словам первого замглавы Минприроды Константина Цыганова, большинство промышленных групп досрочно представили свои планы мероприятий по выполнению квот.
Однако даже при успешном согласовании приступить к их реализации предприятия смогут примерно в апреле текущего года — фактически на реализацию мер отводится чуть больше трех лет.
«Контрсанкционный» пакет правительства увеличил его до пяти, но и в этом случае срок параллельной модернизации в рамках реформы НДТ окажется не согласован с экспериментальным регулированием и составит семь лет, хотя делать в обоих случаях предполагается примерно одно и то же.
Санкции добавляют остроты и технологической проблеме: модернизация ориентировалась на импортное оборудование, и может ли оно быть заменено российским — лишь предстоит выяснить. С учетом высокой доли импорта и необходимости замены его российским производством за место в «очереди на импортозамещение» загрязнителям придется по-настоящему бороться.
Наказание не ждет
Впрочем, вся несогласованность регулирования квот и контроля их выполнения не мешает разворачиванию системы штрафов за их несоблюдение.
Пока административная ответственность за недостижение квот не предусмотрена, но вводящий ее проект поправок в КоАП уже опубликован на regulation.gov.ru.
По данным «Ъ-Регенерации», Минприроды готовит и поправки, позволяющие применять экспериментальные квоты в качестве нормативов допустимых выбросов. При этом превышение квот будет рассматриваться как превышение нормативов, а плата за него вырастет в сто раз.
Напомним, эту плату за выбросы от стационарных источников вносят хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты первой, второй и третьей категорий.
Сейчас коэффициент 100 применяется для объектов первой и второй категорий только за объем выбросов, превышающих установленные нормативы.
Для третьей категории при превышении допустимых выбросов применяется коэффициент 25, и для предприятий третьей и четвертой категорий, расположенных в регионах эксперимента, эти изменения ставок платы за НВОС будут ощутимы.
Несмотря на указанные проблемы, 25 марта глава Минприроды объявил, что к эксперименту присоединят еще 29 городов: Гусиноозерск, Селенгинск, Улан-Удэ, Махачкалу, Кызыл, Абакан, Черногорск, Барнаул, Петровск-Забайкальский, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Чегдомын, Астрахань, Ангарск, Зиму, Иркутск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов, Кемерово, Курган, Искитим, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Южно-Сахалинск. Этот список правительство должно утвердить до 1 июля, а сам эксперимент должен пройти с сентября 2023 года до конца декабря 2030 года.
Ирина Демина, «Профессиональный экологический консалтинг»; Олег Сапожков